Писатель Тимофей Шелухин отмечает 85-летие
Река судьбы нашего земляка – писателя Тимофея Шелухина – степная труженица. Рожденная весенним днем 6 марта восемьдесят пять лет тому назад, десятилетиями петляет она меж станиц и хуторов по обожженной солнцем ставропольской степи, несет спасительную животворную влагу рощам и лугам, поит дерево, и человека, и зверя, и птицу… В кровеносной системе народной жизни чутко пульсирует она сердцебиением Родины…
Тимофей Семенович, подводя итоги прожитого, говорит о себе как о человеке, «свековавшем в станице». Баклановская приписана поначалу была к Лабинскому отделу Кубанской области, затем переходила поочередно во владения Новоалександровского, Егорлыкского и Изобильненского районов Ставрополья. Уже одно это обстоятельство говорит о том, как беспокойно и переменчиво было то время. Жизнь изрядно помотала отца будущего писателя, который в годы раскулачивания вынужден был покинуть родное гнездо и искать спасения семейству от голода на стороне. После долгих странствий пристанью Шелухиным станет окраина хутора Передового, что рядом с Баклановкой. Спустя много лет один из сыновей Семена Афанасьевича, Тимофей, с чувством нескрываемого удовлетворения напишет в своей биографии: «С конца пятидесятых годов после окончания заочного отделения Ставропольского пединститута живу в родной станице в собственном доме с большой крестьянской усадьбой. В семье выросло трое детей, и все остались на земле…».
Говорят, на склоне лет люди плохо помнят, что случилось с ними совсем недавно, и в подробностях – события, происходившие десятилетия тому назад. Вот и в памяти Тимофея Семеновича отчетливо запечатлелся образ школьного учителя русского языка и литературы, который попал во время эвакуации в станицу из города. Внимание учителя привлек ученик, тянувшийся к книге, как тянется живой росток к свету. Учитель был первым, кто посоветовал любознательному подростку с чувством юмора и живым воображением попробовать писать самому.
Писал поначалу для районной газеты. Зачитывался очерками Валентина Овечкина, в художественной прозе держал равнение на журавлиный клин классики: Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Тургенев… За ними шли деревенщики советской эпохи – Федор Абрамов, Евгений Носов, Виктор Астафьев… Среди земляков стал ему наставником и другом не кто иной, как знаменитый и увенчанный лаврами Семен Бабаевский.
Первой была издана книга очерков – «Люди моего колхоза», затем повести «Зарево в ночи», «Конец Андреева детства» – для детей. Отражать жизнь как в зеркале уже казалось мало писателю, перо которого становилось все тверже и уверенней. О повестях «Там, где лебяжьи острова» и «Отчая земля» автор пишет, что он в них «пытался показать негативные стороны нашей жизни».
Шли годы, и наконец большой творческой удачей вполне сложившегося мастера явилась повесть «Белокониха». В ней Шелухин, по его же признанию, стремился рассказать обо всем, что видел в родной станице, рано включившись в трудовую жизнь: в четырнадцать лет он встал за штурвал комбайна.
Жизнь на селе, и без того нелегкая, стала истинным испытанием на прочность для всех от мала до велика «в сороковые роковые». О драматических судьбах станичников автор рассказывает с болью и состраданием не простого очевидца, но взволнованного участника событий. Как у всех истинно правдивых произведений, у «Белоконихи» оказалась трудная, но счастливая судьба. Повесть долго не печатали: шилом, которое в мешке не утаишь, кололи чуткий нюх цензоров строки, противоречившие букве и духу однолинейных идеологических установок. Писать надо было по принципу, остроумно высмеянному одним нашим поэтом: «Пришла зима, настало лето – спасибо партии за это». Свою оценку всему, что видел вокруг, Тимофей Семенович доверял, как совести, чистому листу. Правду могло реабилитировать только время.
И «Белокониха» наконец была опубликована – сначала в Ставропольском краевом укрупненном книжном издательстве, а затем в московском «Современнике» без каких-либо существенных поправок и купюр – уже начиналась новая эпоха, и литература как-то выпала из поля зрения «прорабов перестройки», занятых новыми идеями переустройства общественной жизни. Тираж у столичного издания оказался фантастическим по нынешним меркам – пятьдесят тысяч экземпляров!
Все книги Шелухина – а их вышло в свет уже более двух десятков – о том, как трудились и боролись люди, потом и кровью добывая радость жизни для себя и своих потомков.
Самыми плодотворными и отрадными для творчества писателя, по его же признанию, станут постперестроечные годы. Словно поток, прорвавший плотину, хлынут к читателю романы «Отцово родство», «Прощеный день», сборники «Люди моего юрта», «Жизнь на ничейной земле», «О чем звонят колокола», «Февральские окна», «Как стать государем»… Труд писателя увенчан заслуженными наградами: премия губернатора края в области литературы имени Андрея Губина – за книгу публицистики «От Чограя до Кубани»; премия имени Семена Бабаевского – за книгу повестей о тружениках тыла «Второй фронт». Заслуживает наш земляк, конечно же, и всероссийских премий, только они, похоже, нынче не для провинции…
Некоторые из коллег Тимофея Семеновича по литературному ремеслу недоумевают: зачем ему понадобилось в таком количестве (что ни год – то новая книга) писать документальную публицистику? Она ведь во многом ограничивает возможности живописца словом. Решил тряхнуть стариной, вспомнив свои многолетние труды на газетном поприще? Но вот я читаю одну из книг Шелухина-публициста с журналистски талантливым названием «Как стать государем» и начинаю понимать: наш земляк взял на себя почетную и трудную роль летописца сельской глубинки в эпоху кардинальных перемен в стране, когда все устоявшиеся жизненно важные понятия оказались перевернутыми. И надо же их осмыслить, дать оценку, попытаться вернуть взбаламученное течение народной жизни в широкое и правильное русло принципов и традиций, выверенных всей трудовой и духовной практикой многих поколений. Тут не до художественных изысков, главное – запечатлеть, схватить на лету картины быстротекущего времени, хотя бы беглыми штрихами обрисовать образы людей. Тех самых, которые ни при каких условиях не сдают своих позиций и не жалея кладут жизнь на то, чтобы не повернулась спиной к пахарю и сеятелю земля-земелюшка. А в названии книги «Как стать государем» одновременно прочитывается и вопрос, и ответ: государем, то есть вершителем судеб страны, можно стать только так, как делают это любимые герои писателя – истинные государственники, чьи имена и деяния он увековечил для современников и потомков в своих книгах.
…Вспоминаю, как прошлым летом, будучи по издательским делам в Ставрополе, Тимофей Семенович с сыном Аркадием появился у нас в Литературном центре. От их лиц и рук, покрытых вечным, никогда не сходящим загаром, от взлохмаченных шевелюр веяло крепким запахом натруженной степи. И мне нетрудно представить себе, как выйдет генерал нашего писательского воинства по весне на свою парующую весенним дыханием, сажево-черную от свежей вспашки делянку, оглядит ее встрепенувшимся взором земледельца, почуявшего нетерпение зерен, жаждущих лечь в борозду, и рука сама собой потянется к орудию труда, будь то мотыга или перо. Русый курчавый чуб потомка казачьего рода, на наших, его младших собратьев, глазах ставший белым, напоминает нетающие снега кавказских вершин. А сам он, не согбенный невзгодами и летами, высокий и статный, похож на осокорь, цепкими узловатыми корнями схватившийся за землю. И не вырвать его, не выворотить никакой буре, иначе как только с землей. А она, матушка-кормилица-государыня, вечна. Выходит, вечен и человек, связавший с нею крепко-накрепко свою судьбу.
6 марта 2012 года

Столетний юбилей отметила ветеран трудового фронта из Невинномысска
Приумножить зелёное богатство Ставрополья

Государственная поддержка позволяет проводить капитальный ремонт объектов спорта

Инициатива доказала свою востребованность

На Ставрополье капитально ремонтируют подъездную дорогу к хутору Смыкову
