Уникальные экспонаты музея под открытым небом в станице Григорополисской
Один из них, рассказал главный инженер местного хозяйства Александр Ротов, – «Фордзон-Путиловец», пионер тракторостроения в нашей стране. В далеком 1920 году был подписан декрет «О едином тракторном хозяйстве», который положил начало организации централизованного ремонта и снабжения запасными частями. Молодой Стране Советов требовалось 220 тысяч тракторов, однако из-за отсутствия опыта и недостатка времени о разработке собственного образца и речи не могло идти. Поэтому на конвейер решили поставить один из наиболее распространенных, простых и дешевых в мире легкий трактор «Фордзон», выпускавшийся в США с 1917 года. Решено было наладить выпуск именно такой техники на заводе «Красный путиловец», впоследствии ставшем Кировским. Вскоре, в 1924 году, с конвейера сошел первый серийный «Фордзон-Путиловец», 20-сильный двигатель которого работал на керосине. Количество передач составляло три вперед и одну назад, что позволяло варьировать скорость от двух до десяти км в час. Трактор имел и ряд недостатков, обусловленных простотой его устройства. Например, немало хлопот доставляла система зажигания. При выполнении тяжелых работ двигатель сильно перегревался, на задних колесах отсутствовали крылья.
В начале 30-х годов взамен «Фордзону-Путиловцу» пришел более совершенный трактор «Фордзон-Универсал». Однако многие машины первой марки проработали на селе аж до 70-х годов. Сегодня таких моделей в стране остались единицы. Одна из них, честно отработав на полях местного хозяйства, по инициативе его руководства заняла свое почетное место на пьедестале. Правда, об абсолютной идентичности с «предком» вести речь нельзя. Некоторые детали трактора собрали из подручных материалов, например, моторный отсек позаимствован со списанного ГАЗа. Тем не менее его состоянию могут позавидовать иные музейные экспонаты.
На одной из улиц станицы Григорополисской красуется другой раритет – автомобиль ГАЗ-51. Он относится к поколению послевоенных советских грузовиков. Его разработка началась в 1937 году. Новая машина должна была прийти на смену широко распространенной тогда в народном хозяйстве страны «полуторке»: ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, которые обладали массой недостатков. ГАЗ-51 выпускался с 1946 по 1975 год, более того, он даже поставлялся на экспорт, особенно в развивающиеся страны Азии и Африки.
Есть в музее под открытым небом и относительно современные экспонаты, один из них – комбайн «Дон». Он собран местными умельцами из отслуживших свое запасных частей и механизмов и водружен на почетный помост в центре станицы. Многочисленные экскурсии школьников и лицеистов из местного сельхозлицея к экспонатам музея давно стали доброй станичной традицией.
3 марта 2012 года