Россияне не осознают, сколько денег они платят в бюджет
Большую проблему — в том числе и в политической плоскости — эксперты видят в том, что в постсоветской России ее граждане-налогоплательщики пока совершенно не чувствуют себя работодателями чиновников и нанимателями государства. Отсюда и радикализация политических взглядов: большую часть политического спектра в стране составляют люди, партии и организации левых взглядов. При этом обещания «великих социальных благ» население пока никак не соотносит с расходами из собственного кармана. Наша налоговая система отличается минимальной ментальной увязкой в головах людей своих обязанностей как налогоплательщиков и своих прав как избирателей.
- Это происходит за счет высокой доли неналоговых поступлений в бюджет, непрозрачных механизмов косвенного налогообложения, за счет непрямой уплаты налогов, когда за сотрудника платит работодатель, - объяснил в разговоре с региональными журналистами Кирилл Никитин, являющийся экспертом Консультативной рабочей группы Комиссии при президенте РФ по модернизации. - Мы не особенно думаем о том, что все выбранные на руководящие государственные посты люди тратят наши деньги.
По его мнению, пока эти явные крены не будут устранены, у нас в стране между налогоплательщиком и потребителем госуслуг не встанет ипостась сознательного избирателя. Это подтверждается опытом многих стран.
- Когда человек начинает говорить о том, что он налогоплательщик, ему могут возразить: мол, ты платишь всего 13 процентов — это самый низкий налог во всем мире, тебя содержит государство, - подчеркивает К. Никитин. - Но если начать считать, то выяснится, что мы с вами в очень существенной доле финансируем все уровни бюджетов за счет НДС, акцизов, таможенных пошлин и трансфертов.
И ведь действительно, многих налогов мы просто не замечаем, хотя платим их, например, покупая иномарку, бензин и многое другое. При этом абсолютное большинство регионов в России хронически дотационные, хотя на самом деле они могли бы вполне жить за собственный счет, а не получать свои же налоги из федерального центра исходя из неких абстрактных предпочтений и расчетов, субсидий, субвенций и т.д.
Итак, какой должна быть российская налоговая политика в современных условиях? Эксперты, входящие в состав упомянутой комиссии, предложили руководству страны изменить несколько ключевых моментов.
Прежде всего они указали на необходимость децентрализации налоговых поступлений, то есть они должны оставаться в регионах, а еще лучше — в муниципалитетах. Помимо распределения доходов, важно помнить и полномочиях. К сожалению, территории пока могут принимать очень ограниченное число решений, которые позволяют влиять на деловой климат в регионе. Вместе с тем нужно пересмотреть долю неналоговых поступлений и косвенных налогов, что сейчас по сути снижает зависимость государства от налогоплательщика и гражданина.
Также в числе первоочередных мер К. Никитин указал, что было бы неплохо шире распространить механизм упрощенного декларирования налога на доходы физических лиц. Та же распространенная форма 2-НДФЛ вполне могла бы служить декларацией, подаваемой населением ежегодно в инспекции. Это, считают эксперты, приведет к тому, что у людей постепенно возникнет привычка регулярно заполнять декларацию, а вместе с тем придет осознание, сколько денег ими было напрямую перечислено в бюджет.
Кроме того, в мире признанной практикой стала возможность использования части уплачиваемых налогов по выбору налогоплательщиков на некий набор целей.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
