Стратегия развития системы образования Ставропольского края: итоги реализации в 2011 году
В рамках выполнения Стратегии прошли и все мероприятия 2011 года. Так, на Ставрополье продолжала развиваться многофункциональная сеть дошкольных образовательных учреждений, оказывающих разнообразный спектр образовательных услуг. Дальнейшее распространение получили вариативные модели образования дошкольников с целью обеспечить всем детям равные стартовые возможности для обучения в начальной школе. В результате в крае сегодня работают 811 дошкольных учреждений всех форм собственности; их образовательными услугами охвачено 56 процентов детей.
С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях Ставрополья введены новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования для первых классов.
В рамках внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса в регионе созданы два общеобразовательных учреждения, в которых реализуются казачий и кадетский компоненты.
Сравнительный анализ результатов сдачи ЕГЭ 2011 года выпускниками края свидетельствует о положительной динамике качества образования. В 14 территориях выпускники преодолели установленный обязательный минимум баллов по русскому языку и математике. (В 2009 году это удалось лишь в двух территориях, в 2010-м - в одиннадцати.)
С целью совершенствования воспитательной работы был разработан комплекс мер по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, правонарушениями совершеннолетних. Особое место уделялось их социальной защите.
20 декабря 2009 года вступил в силу краевой закон № 91-кз, предусматривающий административную ответственность за непринятие мер по защите прав нет несовершеннолетних, 1 января 2011 года - № 94-кз «О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства».
На Ставрополье сохранена сеть учреждений дополнительного образования детей (151 учреждение). Всеми формами дополнительного образования в 2011 году было охвачено более 120 тысяч детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. Кроме этого, в образовательных учреждениях организована работа более 7 тыс. кружков, секций и объединений школьников с общим охватом в 162 тыс. учащихся.
В 2011 году подготовка рабочих и специалистов осуществлялась в 30 подведомственных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования более чем по 100 профессиям и специальностям. Существенная роль в повышении качества профессионального образования в крае отведена четырем профильным ресурсным центрам, созданным на базе ведущих учреждений среднего профессионального образования.
В целях дальнейшего развития системы непрерывного профессионального образования в апреле 2011 года правительством края принята подготовленная министерством образования СК подпрограмма «Развитие профессионального образования в Ставропольском крае на 2011-2013 годы» краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2013 годы».
В 2011 году Ставропольский государственный аграрный университет, Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет, Георгиевский региональный колледж «Интеграл» стали победителями открытых конкурсов проектов в области сельского хозяйства, туризма и сервиса, энергетики, проводимых Минобрнауки РФ, и получили 356 млн руб. для развития данных направлений в регионах.
1 апреля 2011 года в крае стартовала подпрограмма «Право ребенка на семью» на 2011-2013 гг. Были созданы службы сопровождения замещающих семей на базе государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, четыре отделения мобильного психолого-педагогического сопровождения замещающих и социально неблагополучных семей на базе детских домов края, организованы консультативные отделения для лиц, лишенных родительских прав, и др.
В 2011 году на Ставрополье усыновлено 214 детей; в 2010 году - 225. Более 1800 детей за эти годы передано под опеку. Активно развивается институт приемной семьи. В 2010 году в крае функционировало 99 приемных семей (335 детей), в 2011 году в приемные семьи передано еще 66 детей.
Нормативно-правовая база по вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя около 30 законов постановлений правительства Ставропольского края. Работает координационный совет по делам инвалидов при губернаторе. С целью раннего выявления отклонений в развитии детей, оказания им своевременной помощи действуют 28 психолого-медико-педагогических комиссий: 2 центральные и 26 территориальных.
Активно идет процесс интегрированного образования через создание специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных школах. В 2011 году началось также дистанционное обучение 250 детей-инвалидов.
В регионе многое делается для повышения профессионализма и социального статуса работников образования. Министерством образования СК ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства: «Учитель года», «Лидер в образовании», «Самый классный классный», «Воспитатель года» и другие.
Для привлечения и закрепления молодых учителей в школах в 11 муниципальных районах органами местного самоуправления введены денежные доплаты специалистам. Во исполнение постановления правительства Ставропольского края № 48-п в районах и городах производится ежемесячная надбавка педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, отнесенным к категории молодых специалистов.
В 2011 году введено в эксплуатацию пять объектов образования (четыре детских сада и школа). Два объекта готовы к сдаче, строительство еще одного завершается в феврале 2012 года.
Таким образом, принимаемые органами управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов края меры, а также усилия образовательных учреждений были направлены на достижение следующих стратегических целей:
1. Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, современным требованиям общества.
2. Формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека.
3. Развитие современной системы непрерывного профессионального образования.
4. Развитие форм жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения.
5. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
6. Сохранение и развитие образовательного комплекса края, отвечающего современным требованиям государства и общества.
15 февраля 2012 года