Новые штрафы, правила техосмотра и закон о такси обсудили на брифинге ГИБДД
Проблемам проведения технического осмотра транспортных средств, новым правилам работы такси и ужесточению наказаний за некоторые виды нарушений ПДД был посвящен брифинг, состоявшийся в УГИБДД ГУ МВД РФ по краю. С журналистами встретились начальник центра автоматизированной фиксации правонарушений в области дорожного движения И. Семенов, начальник отдела дорожной инспекции и организации движения Е. Чижов, инспектор по особым поручениям отдела технадзора и экзаменационной работы О. Перехожих.
За что боролись
Самый животрепещущий вопрос для каждого автолюбителя - несомненно, новые правила прохождения техосмотра, утвержденные Федеральным законом «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ключевых моментов здесь несколько: во-первых, полномочия по проведению технического осмотра отныне возлагаются не на Госавтоинспекцию, а на аккредитованных операторов - то есть частные СТО. Во-вторых, договор об ОСАГО автовладельцы смогут заключить только после прохождения техосмотра, а не наоборот, как было раньше. При этом на момент оформления ОСАГО талон техосмотра должен еще действовать не менее 6 месяцев. В-третьих, теперь сотрудники ГИБДД не будут проверять у владельцев наличие талона ТО ни на дорогах, ни даже при постановке авто на учет. Да и сам талон должен выглядеть по-другому: вместо регистрационных знаков автомобиля в нем будет указываться так называемый VIN. Ну и, пожалуй, самое главное новшество: отныне техосмотр можно пройти у любого оператора независимо от места регистрации транспортного средства. Однако до 1 января 2014 года техосмотр действителен и на базе имеющихся в распоряжении полиции станций государственного технического осмотра. И хотя по новому закону стражи порядка отстранены от проведения ТО, эта мера, похоже, вынужденная. Потому как, приняв закон, власти не слишком поторопились с так называемыми механизмами обеспечения его исполнения. Так, на сегодняшний день в реестр операторов ТО края вошли 41 предприятие и индивидуальный предприниматель, в распоряжении которых имеется 50 станций ТО (этот список можно посмотреть на сайте Российского союза автостраховщиков), однако работу начал только 31 пункт. А талонами ТО нового образца обеспечены всего лишь 22 оператора.
Но самым, пожалуй, большим минусом новшества можно назвать следующее. Как известно, новые правила прохождения ТО разрабатывались для ликвидации так называемой коррупционной составляющей, когда за определенную «благодарность» можно было получить талон ТО даже для самой «убитой» тачки. И, как говорится, за что боролись, на то и напоролись. На днях на лентах информагентств появились сообщения о первых скандалах в области техосмотра. Так, например, портал autofed.ru сообщает о том, что глава Российского союза автостраховщиков Павел Бунин подал в отставку. И связано это якобы с тем, что одна из крупнейших в России страховых компаний занималась фактически мошенничеством, выдавая полисы ОСАГО без проведенного техосмотра. Кроме того, в прессу просочились сведения, что один из операторов ТО выдает автовладельцам талончики, даже не взглянув на транспортное средство. Но такие «поблажки» только при условии, что автолюбитель будет страховаться в определенной компании.
Впрочем, порыскав по ставропольским форумам и блогам, я без труда нашла информацию, что и местные страховые компании не отличаются щепетильностью при выдаче полисов ОСАГО. Многие пользователи делятся опытом, как они, «дав на лапу» страховому агенту некоторую сумму, получали заветный полис без предъявления талона ТО. А поскольку контролировать наличие сего документа у автовладельца могут лишь страховщики и никто более, получение полисов ОСАГО без ТО вполне может быть поставлено на поток. И картина вырисовывается неутешительная: техосмотр в существующем виде давно изжил себя как процедура, способствующая безопасности дорожного движения, предотвращению или выявлению угонов автомобилей или достижению каких-либо иных полезных целей. Напротив, он является пустой формальностью, не дающей никаких гарантий, что на дороге будет использоваться действительно исправный и безопасный автомобиль, а не «бродячий металлолом». Тем более что лица, выдающие талон ТО, никак не отвечают за истинное техническое состояние машины.
Пиратские шашки
Второе нововведение, по задумке авторов, касается оптимизации работы легковых такси. Так, с 1 января в отношении водителей, нарушающих правила перевозки пассажиров и багажа, должны применяться штрафные санкции. В частности, к нарушениям законодатель отнес отсутствие в салоне предусмотренной информации; невыдачу кассового чека; отсутствие цветографической схемы легкового такси или опознавательного фонаря; отказ водителя предъявить договор фрахтования или его копию либо заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу; перевозку пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства и т. д.
Закон, надо сказать, долгожданный. Ведь современные пассажирские перевозки стали притчей во языцех: в погоне за заработками на десятый план отодвигается безопасность. До принятия закона «извозчиков» можно было разделить на три условные категории. Первая – «белые», т. е. официально работающие на определенную фирму. Узнать их легко: как правило, это автомашины с цветографическим логотипом фирмы «на борту», оборудованные не только «шашечками», но и таксометром, радиосвязью. На видном месте в салоне – «визитная карточка», на которой указаны не только Ф. И. О. водителя, но и реквизиты-контакты предприятия. При приеме на работу у водителей проверяют навыки вождения и стаж, состояние здоровья, а также всю «подноготную» – в частности, есть ли в послужном списке кандидата ДТП. Вторая категория – «серые» таксисты. То есть те, кто вроде бы трудится от имени какой-нибудь таксомоторной фирмы, однако полностью назвать их легальными язык не поворачивается. Это наемная рабочая сила, которую набирают в погоне за прибылью не слишком щепетильные работодатели. Ну и третья, пожалуй, самая бесшабашная братия – «черные таксисты», попросту частники, в свободное от работы время занимающиеся изво-зом. Из всех таксистских атрибутов у них только «шашечки» на крыше авто.
Как известно, по закону, водители автомобилей относятся к числу работников, чей труд носит характер повышенной опасности. Потому к режиму их труда и отдыха предъявляются особые требования. Ну и, скажите, кто из «серых» и «черных» таксистов выполняет эти требования? Да никто! «Бомбят» и по 12, и по 14 часов в сутки, в погоне за большим количеством клиентов пренебрегая качеством и безопасностью проезда.
И с нового года, по идее, все должно войти в законное русло. В частности, сотрудники полиции должны - в рамках отнесенных к их компетенции вопросов - штрафовать тех «извозчиков», которые незаконно устанавливают на своей машине фонарь легкового такси («шашечки») и наносят цветографическую схему. Однако, как мы все видим, таксистов-нелегалов на дорогах меньше не стало. Поскольку новые положения КоАП РФ можно будет применять только после внесения соответствующих изменений в Правила дорожного движения. И пока они не внесены (и бог знает, когда это случится), у Госавтоинспекции связаны руки, а у «бомбил», наоборот, развязаны. Что, впрочем, не помешало поднять расценки на свои услуги как легальным таксомоторным фирмам, так и «пиратам», мотивирующим это увеличение как раз ужесточением требований к перевозчикам.
Почему депутаты Госдумы России прошлого созыва, принимая поправки в КоАП, не поторопились и с внесением соответствующих изменений в ПДД? Единственный ответ, который приходит на ум, - так были заняты предстоящими выборами, что ни на какие другие виды деятельности ни сил, ни времени, ни желания уже не оставалось. Сколько потребуется времени депутатам действующего созыва ГД РФ для кардинального изменения ситуации в сфере легкового такси, сказать пока трудно.
Некому ловить
Третье новшество касается увеличения штрафов за некоторые нарушения ПДД. Так, до тысячи рублей повысился штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика. Водители, которые не остановились перед стоп-линией, должны будут заплатить штраф в 800 рублей, а те, кто выехал на перекресток с затором и «усугубил ситуацию», создав помехи для движения в поперечном направлении, будут оштрафованы на тысячу целковых.
Хорошая мера, правильная - давно пора «ударить по карману» любителей нарушать правила. Но и тут закавыка. Делать-то это - проводить профилактику нарушений ПДД, регулировать движение и контролировать дорожную обстановку, - по-большому счету, почти некому. Благодаря реформе МВД почти на четверть сокращен личный состав инспекторов ДПС Ставрополья. Раньше, когда экипаж заступал на смену, на оформление ДТП у инспекторов уходило около 30 процентов общего времени, оставшаяся часть тратилась на профилактику и регулирование дорожного движения. Теперь же оставшегося количества людей едва-едва хватает, чтобы успеть оформить ДТП. Прибытия экипажа на место аварии - и это знают многие автомобилисты - теперь приходится ждать порой в течение двух часов.
Выходом из положения могли бы стать стационарные и передвижные камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Этакий беспристрастный механический страж порядка, который невозможно обвинить в предвзятости и желании «срубить денег». Но их в крае катастрофически мало: всего чуть больше полусотни. А чтобы «закрыть» всю территорию Ставрополья, их нужно в десять раз больше. Решение же этой проблемы, как и многих других, упирается в недостаточное финансирование.
Вот и получается несуразица: «ставить на место» дорожных лихачей и хамов некому и нечем. Коим обстоятельством они с удовольствием пользуются. Впрочем, есть и еще один запасной вариант: делать это самим гражданам. Как? Да очень просто. Можно снять нарушителя на фото или видео и отослать запись в Госавтоинспекцию. И горе-ездока накажут. Правда, если автор «картинки» соблюдет два непременных условия. Первое: на съемке должны быть видны регистрационные номера незаконопослушного авто. А во-вторых, жалоба не должна быть анонимной. Ее автор, как свидетель правонарушения, для оформления официальных документов должен указать свои данные и контакты. Что ж, вооружаемся фото- и видеоаппаратурой. Иначе, как ни прискорбно, в ближайшее время порядка на дорогах нам не видать.
27 января 2012 года