Новая программа камерного хора краевой филармонии – культурный шок ставропольского масштаба
Шок удивительный по своему совершенно необыкновенному, непривычному для нас содержанию и замечательному вокальному воплощению. И хотя название программы «Новые звезды мировой музыки» пока еще не вполне отвечает ее сути, само наполнение увлекло, заворожило с первых же звуков. Впрочем, признаюсь честно, поначалу привлекла прежде всего афиша этого концерта, обещавшая произведения из репертуара «Битлз», «АББА» и «Queen». Ничего себе подбор, да? Согласитесь, смело, неожиданно, любопытно, наконец.
Оказалось – действительно смело, действительно неожиданно, действительно любопытно, но еще и просто прекрасно. К тому же афиша утаила главную интригу программы, ставшую, конечно, приятным открытием для всех, кто не пожалел этого январского вечера и пришел в старинный зал филармонии. Тут следует воздать должное организаторам: это сделано очень грамотно, ведь тем радостнее было зрителям почувствовать себя едва ли не первооткрывателями неведомой ранее сферы музыкального искусства. А подарил нам эту возможность молодой, но уже успевший занять свою уникальную нишу в культурной жизни края камерный хор филармонии, возглавляемый художественным руководителем Александром Островерховым. Восемь лет – совсем небольшой возраст для творческого коллектива, но мы как-то уже привыкли к тому, что его выход на сцену – это, как правило, строгая классика, отчасти – духовная и народная музыка, немного – романс. И вот теперь хор открылся еще одной гранью, с которой талантливо, как-то особенно проникновенно и вместе с тем по-домашнему тепло знакомила обаятельная ведущая вечера Ольга Руднева. Это она ввела нас в мир музыки, не похожей ни на какую другую, подчеркнув: такую вы больше нигде не сможете услышать. Сказано, поверьте, справедливо. Больше чем на час зал словно окунулся в иную звуковую культуру, узнавая ее через слаженное звучание голосов. «Спиричуэлс» – афроамериканские духовные песнопения. Эти библейские тексты, положенные на музыку, звучат в храмах, но вполне могут быть восприняты и как рок, и джаз, и фолк… Высочайшая гармония, не передаваемая словами, представляет собой собственно сплав двух культур – англо-кельтских баллад и африканских ритмовых традиций, составляя ныне основу фольклора США. И даже если вы не особо подготовлены музыкально, слушать такую музыку необыкновенно легко, при том что тексты исполняются на английском языке. А легко еще и потому, что этот жанр словно создан для камерного исполнения – именно небольшим по составу хором, в котором слышен каждый голос, но полноценную гармонию они создают все вместе.
Для «спиричуэлс» характерны необычайно проникновенный лиризм и какая-то детски-наивная, трогательная одухотворенность. Мне кажется, это отражает само содержание текстов, воспринимаемых уже не как молитва, а озаренный божественным восторгом полет человеческой души. «Пусть горы закричат от радости, пусть долины запоют…». «Наконец я свободен: спасибо, Господи, я хорошо помню день, когда оковы пали и я освободился, моя душа воспарила и расцвела…». Вслушайтесь в слова псалма, написанного пятьсот лет назад (!) мыслителем, писателем, теологом и проповедником Уильямом Перкинсом, жившим в Англии в ХV веке: «Тебе захотелось помолиться: когда жизнь сущий кошмар – ты помолился, когда душа полна печали – ты помолился, о, как она облегчает душу…». Такие простые слова, но сколько в них глубочайшего смысла, не меркнущего в веках.
А при чем же тут «Битлз» и «АББА», спросите вы. Но вот создатели программы умудрились чудесным образом соединить, казалось бы, такие разные стили и эпохи, услышав в них таинственное родство. Так, в прозвучавшей акапелла композиции Джона Леннона и Пола Маккартни «Я отправляюсь вслед за солнцем» («I ll follow the sun») тоже явственно слышался тот самый божественный полет души. Органично вписавший в нить программы «кусочек» из репертуара ливерпульской четверки, совершившей в середине ХХ столетия революцию не только в жанре поп-музыки, но и перевернувшей музыкальное мировоззрение в мире вообще. Собственно, «Битлз» давно уже стали классикой, как, впрочем, и легендарная «АББА» – другая яркая страница ХХ века. Так же, как восхитивший мир шведский квартет Бьёрна, Бенни, Агнеты и Анни-Фриды включен в Зал славы рок-н-рола, а поставленный в Голливуде мюзикл «Мамма миа» явил новое прикосновение к наследию «АББА», подтвердив его заслуженную популярность. Попурри на самые известные творения группы в исполнении камерного хора стали поистине украшением филармонического вечера.
Но сюрпризы продолжались! Вот зазвучала еще одна страница ХХ века: баллада «Misty» («Туманно») Эррола Гарнера, известного пианиста-виртуоза, чье влияние испытали все самые известные в мире джазовые музыканты. В необычном творении маэстро непостижимо-волшебно отражаются странные, смутно различимые, загадочно-прекрасные образы. Исполнившая его женская группа хора и тут была на высоте. Далее снова раздается нежный спиричуэлс талантливой американки испанского происхождения Синди Ди Кас Солла, внесшей в жанр много собственных оригинальных интонаций. Как тут было не согласиться со словами О. Рудневой: камерный хор каждый раз звучит по-разному в разных программах – в романсе, в народной песне, в оперной классике. И опять по-новому зазвучал он, исполняя композицию из… мультфильма «Король Лев»! Понятно, почему именно музыка принесла мульт-фильму две премии «Оскар». Надо было видеть в эти минуты одухотворенно-счастливые лица хористов, управляемых хормейстером Еленой Бутовой… Я уж молчу о таком необычном для камерного хора приеме, как музыкальное сопровождение в составе бас-гитары в руках Александра Островерхова, ударных – Дмитрия Красса и рояля, за которым – Ольга Муродян. Это они сделали ставропольское звучание спиричуэлс по-настоящему «американским».
Думаю, настала пора узнать, откуда все это взялось на филармонической сцене. Конечно же, изначально главная цель такого коллектива, как камерный хор, – популяризация классики, коли уж создан он при филармонии. В репертуаре есть даже программа произведений эпохи Возрождения, исполняемая, однако, редко, поскольку современная публика, в общем-то, мало подготовлена к восприятию такого рода музыки, хотя она сохраняется в арсенале хора. Многие ставропольцы помнят успешное участие хора в случившейся более года назад первой оперной постановке краевой филармонии – «Алеко». Хорошим спросом пользуются русские романсы, популярная классика, народная песня, все, как правило, в современной обработке, лучше «перевариваемой» аудиторией, а для музыкантов – достаточно легкой в исполнении и разучивании и в то же время оригинальной и содержательной. Снискала широкое одобрение программа «Русь колокольная», вобравшая в себя причудливый сплав православной духовной музыки и народной песни. Однако, рассказывает Александр Островерхов, уже какое-то время в воздухе буквально витала идея замахнуться на что-то особенное:
- В коллективе у нас все – люди хорошо образованные, творческие, и всем хочется движения вперед… Каждый в свое время либо играл, либо пел в различных молодежных ансамблях, соприкасаясь с англоязычной музыкой. Вот и решили сделать такую программу – приятную и для себя, и для публики. За американскую духовную музыку взялись еще и потому, что она сама по себе очень интересна. У нас ведь в стране пока что культура американская, к сожалению, представлена лишь кинобоевиками и не всегда качественной эстрадой… Мы взяли другую ее сторону, практически неизвестную широкой российской публике.
И попали, что называется, в десятку. На успех сработали, конечно, и попурри из репертуара «АББА», и песни «Битлз», переложенные для хора. В ближайших планах заявленное в афише «нечто» из «Queen», в мечтах – попурри из «Призрака оперы», вещи достаточно известной, популярной и красивой.
Сложно ли было, готовя новую программу, справиться с английским языком? Для музыкального, чуткого слуха хористов – нормально, – улыбается Александр. – Ну они же нашу «Калинку» поют, почему бы нам их не спеть? К тому же мы консультировались с профессиональными педагогами, старались освоить особенности произношения, ударения, окончаний, вообще интонаций… Конечно, прононса американского у нас еще нет, но в целом, кажется, получилось.
Проблемы были с подбором материалов, собирали по крохам отовсюду – от Интернета до собственных домашних музыкальных запасов. Сегодня коллектив глазами своего руководителя уже азартно заглядывает в завтрашний день: хочется подготовить программы для однородного исполнения – не смешанным составом, а отдельно женским и мужским. Это сулит новые ощущения публике: пение-то получается совсем разное.
- Определенные наработки у нас уже есть, да и хорошей музыки, подходящей для этого, очень много, – поясняет А. Островерхов. – Например, песню «Гляжу в озера синие» именно женский состав исполняет просто шикарно! Понимаете, есть вещи, которые предпочтительнее исполнять или только мужским, или только женским составом. А в целом количественное соотношение мужских и женских голосов у нас примерно равное. Хотелось бы чуть увеличить численность, но это связано еще и с финансовой стороной, от нас не зависящей… Вообще, у хоровой культуры на Ставрополье – широкое неосвоенное поле, пространство для роста. Есть, конечно, такие формы, которые пока «не идут», – новое всегда приживается непросто.
Однако же на этом поле имеются положительные примеры, взять хотя бы известный в крае камерный ансамбль «Кантабиле» Сергея Кириллова, «специализирующийся» на исполнении барочной музыки. Правда, чтобы сформировать свою аудиторию, коллектив тоже потратил не один год, да и условия у него иные – сказывается близость гораздо более подготовленной, музыкально образованной публики – педагогов и учащихся музыкальных школ. Впрочем, думается, и камерный хор Ставропольской филармонии уже обретает своего преданного слушателя, высоко оценившего смелый «англоязычный» эксперимент. Ставший, добавлю, не просто большой творческой удачей, но аргументированной заявкой на новые, не менее амбициозные культурные проекты.
27 января 2012 года