Лицею-интернату для одаренных детей при СевКавГТУ исполнилось десять лет
В 2003-м в интернате состоялся первый выпуск. Наша газета рассказывала об этом в очерке «Тридцать восемь лицеистов». То было время предварительных итогов уникального эксперимента - как собрать под одной крышей одаренных «нестандартных» детей и дать им возможность развиваться соответственно их таланту и природе. Именно такой видел цель создания этого учебного заведения ректор СевКавГТУ профессор Борис Синельников, мечтавший о воспитании «с младых ногтей» научной элиты.
Итоги можно подводить по-разному. Из 38 первых выпускников лицея 34 поступили на различные факультеты СевКавГТУ, четверо - в столичные вузы. Из 79 выпускников 2011 года в родном университете образование продолжили 23 человека, 54 учатся в вузах за пределами края, включая престижные МФТИ, «Бауманку», Высшую школу экономики, Московский и Санкт-Петербургский университеты. Двое уехали за границу. Романа Ступака (о его победе на международной конференции школьников по физике в г. Сарове «Ставрополка» писала) пригласили в Австралию, в Мельбурнский университет. Яна Сетова поступила на первый курс Пражского образовательного центра, с которым у лицея теперь есть договор о совместной деятельности.
Имеются также впечатляющие данные об успехах лицеистов на научных и предметных олимпиадах разного уровня, от краевого до всероссийского. По результатам сдачи одиннадцатиклассниками Единого госэкзамена 96 процентов выпускников этого года поступили в вузы «на бюджет» и по профилю полученного в лицее образования.
Но можно говорить и о другом. Как ни парадоксально это прозвучит (и как ни грустно), одаренного ребенка довольно часто нужно спасать от современной общеобразовательной школы, где он своей нестандартностью раздражает перегруженных и зашоренных текучкой учителей, а еще больше злит ровесников, в среде которых быть «ботаником», хорошо учиться - немодно и «неприкольно». Об этом мне рассказывали преподаватели и Ставропольской Малой академии наук, и краевого центра для одаренных детей «Поиск». Директор лицея-интерната для одаренных детей СК кандидат педагогических наук Оксана Романенко с таким мнением также согласна. В первый месяц пребывания в лицее, говорит она, в девятикласснике словно проступает его бывшая школа. Многие ребята поначалу сторонятся одноклассников, явно побаиваются преподавателей и директора своей новой альма-матер. И мотивация к учебе у некоторых в первое время исключительно внешняя: чтобы в вуз поступить, чтобы маме с папой угодить... Они расцветают, обнаружив, что более всего в лицейской среде ценится чистая радость познания. Особенно, когда начинается исследовательская деятельность на кафедрах университета под руководством ученых и аспирантов.
Да и в самих лицейских классах учебный процесс построен совсем не так, как в обычных школьных. Девятиклассник выбирает для себя направление обучения - естественно-научное либо гуманитарное, а затем еще и профиль (всего их пять). Лицеисты имеют право решать самостоятельно, какие предметы изучать углубленно, а какие - на базовом уровне.
Но главное все же (о чем десять лет назад, создавая общеобразовательное учебное заведение при вузе, говорил ректор Б. Синельников) - это включенность «школяров» в университетскую жизнь: участие в студенческих конференциях, общение на научных кафедрах, лекции вузовских преподавателей. Чистая радость познания добывается и отсюда.
При этом лицей-интернат вовсе не республика «ботаников». Ребята занимаются спортом, играют в театральной студии, интересуются течениями современной музыки.
Конечно, взрослым - директору, учителям, научным руководителям - с ними не просто. Растить яркую индивидуальность - всегда труд. Но зато всем интересно.
19 ноября 2011 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
