Воспоминания Павла Липнягова, члена экипажа эсминца «Москва»
Письмо из Израиля
На протяжении многих десятилетий история о гибели корабля всячески замалчивалась. Дело в том, что ученые-исследователи долгое время рассматривали версию о том, что лидер эсминцев по роковой ошибке был потоплен находившейся в районе театра военных действий советской подводной лодкой «Щ-206». Как можно было об этом сказать открыто, ведь пострадала бы патриотическая составляющая победной идеологии отечественного командования?! Кстати, названная субмарина после сражения не вернулась в порт приписки и до сих пор не найдена. Но кто-то из исследователей утверждал обратное: дескать, «Москва» подорвалась на вражеской мине. И именно на этом выводе историки пока решили остановиться.
Я раньше никогда не слышал об этой трагической битве и, лишь получив по электронной почте письмо от историка Бориса Баншаца, ныне живущего в Израиле, заинтересовался малоизученной страницей Великой Отечественной. Борис Шойлович написал, что вместе с лидером эсминцев погибли документы на личный состав, поэтому в донесениях по безвозвратным потерям отсутствуют адреса моряков, а родственники многих из них, не получив похоронок, так и считают «москвичей» пропавшими без вести. Баншац занимается поиском членов экипажа, устанавливает число погибших и попавших в плен, наладил переписку с некоторыми родственниками моряков, от которых получил документы, воспоминания и фотографии, собрал много архивных данных.
В 2006 году он в соавторстве с Андреем Лубяновым выпустил книгу – научно-историческое исследование «Лидер эсминцев «Москва». История корабля». И именно Борис Шойлович подсказал мне, что в Ставрополе, возможно, живет бывший моряк Липнягов. С помощью коллеги из редакции «СП» Виктора Вовка мне удалось разыскать координаты Павла Афанасьевича, и вот мы уже у ветерана дома.
Павел Липнягов три месяца назад отметил свой 90-летний юбилей, но выправка военного моряка в нем видна и сейчас. Он в деталях помнит и подготовку к походу на Констанцу, и само сражение.
Приказ капитана
20-летнего курсанта Черноморского высшего военно-морского училища Липнягова в мае 1941 года направили в Севастополь, на «Москву». За плечами у Павла уже была советско-финская война, на которой он, командир разведывательного отделения берегового отряда сопровождения, участвовал в атаке главной полосы линии Маннергейма, за что его наградили медалью «За отвагу».
Главный старшина Липнягов ознакомился с кораблем и был в восторге: новейшее судно, построенное в Италии, с каютами, обитыми красным деревом, и зеркалами, современным по тем временам вооружением, великолепно подобранной командой из опытных служивых моряков. Ему выделили 321-ю каюту, рядом с торпедным отсеком.
Объявление о войне, о бомбежке городов и сел, вторжении захватчиков все встретили мужественно, в душах моряков горела решимость жестоко наказать врага. Экипаж активно готовился к боевым действиям. На партийном собрании политрук сообщил, что им предстоит выполнить почетное задание, которое не каждому достается. А учитывая, что «война будет победной и кратковременной», партийцы должны показать яркий пример остальным членам команды. На собрании все присутствовавшие проголосовали «за полную победу».
Ночью 25 июня Липнягова разбудил телефонный звонок. Голос в трубке потребовал: «Немедленно в боевую рубку!». Павел молнией преодолел четыре лестницы – двести ступенек. Командир «Москвы» капитан-лейтенант Александр Тухов принял рапорты от всех служб корабля и сказал: «Будьте готовы! Через десять минут отход».
В рубке повисла тишина, и время потянулось неимоверно медленно. Напряжение нарастало. Вдруг командир улыбнулся и спросил:
- Кто знает хороший анекдот? Надо бы расслабиться…
Но анекдот не получился, потому что радист в этот момент передал Тухову наушники. Капитан-лейтенант внимательно выслушал чье-то распоряжение, а затем коротко ответил: «Есть!». И, уже обращаясь к вахтенному, произнес: «Командуйте отход!». Лидер эсминцев отправился в свой последний путь…
За «тот» борт
Павел Афанасьевич вспоминает:
- Когда прогремел страшный взрыв, какая-то невероятная сила подбросила нас в воздух. Я, описав дугу, упал в воду. Потерял сознание. Очнулся уже в госпитале. Кто спас мне жизнь – не знаю. Позже мне сказали, что это были, скорее всего, моряки с одного из кораблей поддержки, наверное, крейсера «Ворошилов». (Борис Баншац утверждает, что Павла подняли матросы с лидера «Харьков»).
Липнягову несказанно повезло. По его словам, он был выброшен взрывной волной не в сторону Констанцы, а за противоположный борт, потому и был подобран нашим судном. Многих его сослуживцев достали из воды румыны и забрали в плен.
Борис Баншац еще до нашей встречи с ветераном написал, что после выздоровления Павел вернулся в училище и ему было присвоено воинское звание лейтенанта. Липнягова назначили командиром тральщика Одесской военно-морской базы (бывший рыболовный сейнер был наскоро переоборудован в боевой корабль). На нем установили пулеметы, минные тралы, а прежние рыбаки стали военными моряками. Времени для переучивания почти не было. Осваивать новую для большинства технику и вооружение пришлось, что называется, на ходу. Почти ежедневно вражеские самолеты бомбили Одессу, сбрасывали на подходах к порту мины различных типов. Береговые посты засекали места их падения, и сразу после очередного авианалета в море выходили тральщики. Галс за галсом они утюжили море, подсекали мины тралом и, когда те всплывали на поверхность, уничтожали пулеметным огнем или прикрепленными к ним взрывпатронами. Иногда снаряды взрывались в трале, и тогда члены экипажа, затаив дыхание, мысленно прощались с жизнью.
Моряки также участвовали в обороне Севастополя, тралении в Керченском проливе и вывозе на Тамань бойцов Крымского фронта. Затем были Туапсе и Новороссийск. Команда тральщика обезвредила десятки смертоносных зарядов, то есть фактически спасла сотни жизней. Как-то очередная мина сделала свое черное дело – взрывной волной командира выбросило в море. Опять контузия, госпиталь и категорический запрет медиков – «К корабельной службе не годен!». Оказаться в 22 года инвалидом на берегу, когда вокруг шла война, Павел не мог. Обманув врачей, скрыв медицинское заключение от командования, он прибыл в свой дивизион в Геленджике, где принял другое судно. Правда, теперь вместо траления ему приходилось доставлять десантников и боеприпасы на Малую Землю, вывозить раненых, патрулировать побережье в поисках вражеских подводных лодок. Интересно, что однажды пассажиром катера был Леонид Брежнев, в то время начальник политотдела 18-й армии.
Окончание войны Павел Афанасьевич встретил в Дунайской флотилии, охраняя аэродромы Пятой воздушной особой армии. Капитан 2-го ранга в отставке Липнягов награжден многими орденами и медалями, в том числе и иностранных государств.
P. S. В мае 2011 года международная группа дайверов Филиппа Якимова нашла останки лидера эсминцев «Москва», пролежавшие на дне Черного моря ровно 70 лет. Возможно, после тщательного изучения находки и будет получен ответ, от чего погибло военное судно.
Наша справка:
В 1941-м румынский порт Констанца являлся важнейшим для фашистской Германии стратегическим и перевалочным пунктом. Так что к началу войны это была неприступная крепость с серьезными береговыми укреплениями и многотысячными минными заграждениями.
Так называемая «набеговая операция» советских войск представляла собой совместную атаку с воздуха и моря: вначале наши самолеты должны были сбросить бомбы на нефтехранилища, аэродром и железнодорожную станцию Констанцы, а потом обстрелять корабли. К сожалению, массированного авиаудара не получилось. Но моряки об этом не знали. Советские военные суда шли к цели с гораздо большей скоростью, чем предполагалось, и это сыграло решающую роль в развитии дальнейших событий. Из-за такой высокой скорости два лидера эсминцев – «Москва» и «Харьков» – потеряли почти все параваны (противоминные устройства для предохранения корпуса судна) и буквально влетели в минные поля неприятеля.
Когда начался бой, в ответ на залпы с наших кораблей заработала береговая артиллерия, однако ее снаряды не долетали до лидеров. Почти сразу же стали защищать свой порт румынские эсминцы, и затем в сражение вступила дальнобойная немецкая батарея. Враг пристрелялся, и его огонь все ближе подступал к советским военным судам. Битва длилась всего несколько минут, но цель «набеговой операции» все же была выполнена. Капитаны кораблей из-за усиливавшейся опасности решили развернуться и идти назад. «Москва» поставила дымовую завесу, чтобы скрыть и себя, и следующий за ней «Харьков». Однако тут же раздался взрыв. «Москва» переломилась пополам и вскоре затонула. Часть экипажа из почти трехсот человек погибла сразу, а часть была выброшена взрывной волной за борт.
10 ноября 2011 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
