Стратегия развития промышленного комплекса Ставрополья до 2020 года: ставка на лидеров роста
Сработали на опережение
В самом трудном кризисном 2009 году индекс промышленного производства составил 102,1%. Движение замедлилось, но катастрофического падения в региональной экономике не случилось. В чем состояла главная проблема? Предприятия в одночасье попали под удар из-за выросшей дебиторской задолженности. Продукция отгружена, а деньги за нее не поступили. Когда претензии сыплются со всех сторон - от налоговой службы, партнеров по бизнесу, - проблемы растут как снежный ком, катящийся с горы. Не одному предприятию на тот момент угрожало банкротство. Однако антикризисный штаб сработал на опережение и сумел в большинстве случаев остановить уже запущенный было механизм.
И теперь можно говорить о том, что многие вышли из кризиса даже окрепшими. Как это случилось с георгиевским предприятием «Арзил», где в результате совместных действий краевого правительства и Северо-Кавказского сберегательного банка РФ удалось увеличить численность персонала больше чем в три раза и достичь докризисных объемов производства. ОАО «Автоприцеп-КамАЗ» достиг сегодня результатов, которые на порядок выше докризисных. В результате грамотных действий нового менеджмента созданы дополнительные рабочие места, увеличилась средняя заработная плата, объем отгруженной продукции вырос в два раза благодаря тому, что акцент перенесен на улучшение ее качества и сбыта, открытие собственных сервисных центров.
В целом в секторе обрабатывающих производств, к которым относятся эти два предприятия, индекс промышленного производства в 2010-м вырос до 112,6%. В разрезе ЮФО по этому показателю наш регион обошел Кубань и Ростовскую область. Новую экономическую ситуацию можно характеризовать как резкий отскок от кризиса.
Миссия
Оправившись от потрясений, экономика начала набирать рост. Этому способствовал хороший план, который сегодня у Ставрополья есть. Это Стратегия развития промышленного комплекса Ставропольского края до 2020 года. Документ отличает наличие инструментария, который поможет добиться успеха, целевых индикаторов, которые, как маячки, отмечают предстоящий путь, отраслевых программ и этапов реализации стратегии. Миссия краевой стратегии состоит в создании условий повышения качества жизни на основе инновационного развития экономики Ставрополья. Основные стратегические цели – это увеличение конкурентоспособности промышленности края, модернизация и технологическое обновление существующих и развитие новых производств, увеличение объемов отгруженной продукции, переход на наукоемкий бизнес, увеличение доли импортозамещающей продукции, снижение нагрузки на экологию края, повышение инвестиционной привлекательности.
Планируется, что за счет отраслевого развития, создания региональных индустриальных парков и кластеров промышленно-производственного типа в крупных городах к 2020 году в экономике края произойдет смена лидеров промышленного роста и на первый план по объему отгруженной продукции будут выходить не вертикально-интегрированные структуры, производящие продукцию низких переделов, но и местные предприятия малого и среднего бизнеса, связанные с глубокой переработкой исходного сырьевого сектора. Естественно, чтобы этого добиться, потребуется концентрация всех ресурсов в определенных временных рамках.
В три этапа
Чтобы добиться качественных изменений в экономике края, стратегия разбита на три этапа.
Первый (2009-2011 гг.) предусматривает разработку и принятие достаточной нормативно-правовой базы, мер государственной поддержки и регулирования по реализации стратегии. Новыми задачами, поставленными перед экономикой, были вызваны к жизни краевые законы «О государственно-частном партнерстве в СК», «О залоговом фонде СК», «О порядке предоставления государственных гарантий СК», «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках», «Об инвестиционной деятельности в СК», «О государственной поддержке участников лизинга в СК», «Об инновационной деятельности в СК» и ряд других. Как и предусматривалось, готовы перечень приоритетных инвестиционных проектов, краевых целевых программ, расчеты по их финансированию из средств федерального и краевого бюджетов, определены границы индустриальных зон и технические условия по созданию инфраструктуры.
Пиковым моментом в промышленной отрасли в этот период станет ввод в действие производства меламина. Объем отгруженной продукции вырастет также за счет набора мощности двух запущенных в прошлом году проектов по стекольному производству: ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло» в Минводах и ОАО «Югроспродукт» в селе Красногвардейском. К событиям этого ряда можно отнести и запуск первых проектов на территории региональных парков. В частности, в конце 2011 года должен заработать завод «Лиссант Юг» по производству вентиляционного оборудования и сэндвич-панелей в Невинномысске. В промышленной зоне города предусматривается разместить комплекс высокотехнологичных промышленных предприятий, приоритетных для развития региональной экономики. Правительство РФ выделит 492 млн рублей из средств инвестиционного фонда на создание в городе химиков регионального индустриального парка. Согласно распоряжению от 7 сентября сметная стоимость инвестпроекта составит 1,19 млрд рублей.
Второй этап (2012-2015 годы) предусматривает обновление массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, реализацию принятых целевых программ, создание новых предприятий и развитие локальных индустриальных зон, переход к экономике, основанной на инновациях, развитие устойчивых кооперационных связей со странами - лидерами промышленных технологий.
В 2012 году, в частности, планируется запустить на территории Невинномысского регионального индустриального парка завод «Ставсталь» по производству арматуры. В том же году в индустриальном парке в Солнечнодольске заработает завод по производству тротуарной плитки по новейшей германской технологии. У нас такую продукцию не производит никто. В 2012 году в Буденновске на базе ООО «Ставролен» будет начата реализация проекта по строительству второй очереди крупнотоннажного производства полиэтилена и полипропилена из сырья, поступающего с нефтевышек Каспия.
- Проект объемный и реально заработает к 2016 году, поскольку требует сложнейшей реконструкции действующих агрегатов и возведения новых мощностей, - отметил заместитель министра промышленности, энергетики и транспорта Дмитрий Саматов. - Вся планируемая в рамках Буденновского регионального индустриального парка работа нацелена на создание продукта с высокой добавленной стоимостью, а это значит, параллельно здесь будет создаваться «шлейф» из малых предприятий по выпуску разнообразных изделий из конечного продукта основного производства. Аналогично будет развиваться в Невинномысске и площадка вокруг завода меламина, из которого также ставится задача получить ассортимент продукции глубокой переработки, необходимой для выпуска ламината, лакокрасочных изделий и др. При этом следует учитывать, что в России это будет единственное в своем роде производство, создаваемое по программе импортозамещения. Поскольку подобные проекты имеют синэргетический эффект, усиливаемый концентрацией взаимозависимой производственной цепочки на единой территории, готовностью инфраструктуры для развития вспомогательных бизнес-структур, это придаст необходимую динамику отрасли. В связи с этим уже в будущем году в промышленности ожидается инвестиционный всплеск.
На третьем этапе планируется продолжение реализации принятых целевых программ регионального развития, расширение структурной диверсификации выпускаемой продукции, создание целого ряда новых предприятий с инновационной составляющей, внедрение эффективных ресурсосберегающих технологий, создание конкурентоспособного промышленного сектора, выход на внешние рынки. Именно на этот период приходится завершение многих масштабных проектов, в том числе по созданию региональных индустриальных и технологических парков.
Поставлена амбициозная задача к 2020 году увеличить объем отгруженной продукции в сравнении с 2010-м в пять раз. При этом долю обрабатывающих производств, приносящих, как известно, наибольшую прибавочную стоимость, в разрезе ВРП с 13% подтянуть до 16%. Это высокая планка, если учесть, что и другие отрасли не будут стоять на месте, а развиваться. В натуральном выражении это выльется примерно в 300 млрд рублей.
Совет по промышленности
При министерстве действуют два консультационных органа - совет по промышленности во главе с вице-премьером Г. Ефремовым и совещание с руководителями предприятий, которые собираются соответственно два раза в год и ежеквартально. Общение с директорским корпусом и отраслевыми экспертами помогает держать руку на пульсе, лучше владеть ситуацией в промышленности, ТЭКе, транспортной отрасли, проблемами, мешающими движению вперед. Именно с их подачи в свое время начался «поход за новыми тарифами» на электроэнергию. Когда произошел резкий скачок цены электричества – на 40% вместо предполагаемых 15%, минпром, выслушав жалобы руководителей больших и малых предприятий, буквально забросал письмами ведомства, от которых зависело решение вопроса. Напряженность усиливалась еще и тем обстоятельством, что модернизация многих производств не закончилась, ресурсосберегающие технологии там еще не заработали, так что повышение цены на электричество было подобно разорвавшейся бомбе. С резким ростом энергетической составляющей автоматически увеличились издержки производства и, соответственно, цена товара, что снижает его конкурентоспособность. Ситуация была настолько острой, что к решению вопроса подключился сам губернатор. Снизить тарифы удалось, что особенно ощутимо для малого и среднего бизнеса. Чтобы реализация стратегии продвигалась энергичнее, эту работа нельзя считать завершенной.
Совещания, на которые собираются представители бизнеса, используются для продвижения новейших технологий, последних инновационных достижений. Для внедрения передового опыта министерство приглашает на них представителей научных кругов или предприятий, продвинувшихся в той или иной инновационной сфере дальше других. И речь не только о российском передовом опыте. Важным направлением в работе министерства является трансферт иностранных технологий. В частности, для создания сети региональных индустриальных парков тщательно изучен германский опыт.
Другим подспорьем с подачи минпрома является создание программы кооперации производственных сил на территории края. Каждый промышленник должен знать, кто и какого рода продукцию производит и как это преимущество для развития партнерских связей можно использовать, причем не ограничиваясь рамками одного региона.
Развитию экономических связей способствует и созданный недавно Выставочный маркетинговый центр, занимающийся организацией выставок в крае и выезда ставропольских предприятий со своими экспозициями в другие регионы. Это на самом деле очень эффективный вид деятельности, дающий прибыль организатору и помогающий развивать бизнес его участникам.
Делается также ставка на развитие системы бережливого производства, в частности, так работает сегодня концерн «Энергомера». И это весьма перспективное направление находит поддержку и на других предприятиях.
В новом формате в этом году для промышленников возобновлен конкурс по выпуску качественной продукции. Сокращено число номинаций, и главный упор сделан на поощрение выпуска продукта высокого передела. Рабочая группа разработала новые критерии по оценке и поощрению конкурсантов. Богатый призовой фонд, который поделят между собой самые креативные и результативные, позволит им вложить дополнительные деньги в развитие бизнеса.
Лидеры и середнячки
Ситуационно общая картина развития предприятий делится на три блока. Первыми идут лидеры роста, имеющие свои стратегии развития, долгосрочные планы инвестирования в модернизацию и расширение производства и в сумме дающие до 90% доли инвестиций в промышленности. Предприятия «Сигнал», «ЭСКОМ», «Электроавтоматика», «Пятигорсксельмаш», «Югроспродукт», «Энергомера», «Невинномысский Азот», «Арнест» «Полипак», «Бештау», «Ставропольмебель» и ряд других, по оценке краевого минпрома, ведут целенаправленную политику в укреплении собственной конкурентоспособности и развиваются по инновационному пути.
Предприятия-середнячки имеют устойчивое финансовое положение, но не сформировали общее видение на собственное среднесрочное и долгосрочное развитие или находятся только в начале пути по формированию стратегии развития. В их числе называются, в частности, «Нептун», «Атлант», «Вэлан» «Специнструмент», «Цитрон», «Импульс», «Автоприцеп-КамАЗ».
Третий блок – это так называемые «лежачие» предприятия, для которых характерны отсталая технологическая база, отсутствие серьезных планов на будущее, мизерные инвестиции, связанные, как правило, с латанием очевидных прорех и слабой волей руководства к переменам.
- В связи с такой градацией министерство промышленности, разрабатывая Стратегию развития подведомственных отраслей, сформулировало свое видение ситуации, - подчеркнул министр промышленности, энергетики и транспорта Ставрополья Иван Ковалев. - Мы намерены поддерживать те предприятия, у которых имеются эффективные планы по развитию, видение рынков с четким представлением о конкурентах и собственном потенциале. Всемерная поддержка в рамках действующего законодательства будет оказываться предприятиям, выпускающим инновационную продукцию, в том числе завязанную на нужды края. Промышленник обязан отслеживать новые направления развития экономики края и встраиваться в общий процесс, предлагая новые продукты, например, для малоэтажного строительства или развития производства экологически чистого транспорта с применением новых материалов. Полезно руководителям предприятий также знать о стратегиях развития муниципалитетов, на территории которых они работают, чтобы эффективно встраиваться в цепочку местной кооперации, создавая дополнительные рабочие места.
17 сентября 2011 года