Когда закроются дома малютки
Разговор касался темы «раннего вмешательства», до понимания которой общество и сама образовательная отрасль наконец-то доросли: любое детское неблагополучие (из которого часто формируются будущие взрослые драмы) легче предупредить или хотя бы смягчить, нежели потом пытаться исправить.
Директор Центра диагностики и консультирования Елена Корюкина привела пример, сколь известный всем, столь и очевидный. У молодой пары родился ребенок с серьезными проблемами здоровья. Врачи в роддоме, как правило, советуют: отдайте в дом малютки, родите себе другого, хорошего. Под дверью палаты стоят теща со свекровью и ссорятся: это ваши гены, у нас в роду такого не было!.. Между тем молодые родители еще не решили от ребенка отказаться, им нужны вначале сочувствие и поддержка, а затем понимание того, как они - пошагово - будут свое дитя растить, к кому обращаться за помощью. Известно, что дома младенца для отказных детей, увы, наше (бывшее советское) изобретение. Во всем мире ребятишки с ОВЗ (особенностями в здоровье) растут в семье, родной или приемной. Не потому что французы и англичане благороднее российских граждан, а потому что европейским родителям, как правило, сразу начинает помогать команда специалистов - медиков, психологов, дефектологов.
Такую команду, по словам Е. Корюкиной, попробовали создать в Михайловске, привлекая в помощь психологам и логопедам врачей-педиатров, психиатров из краевой психиатрической больницы. И даже адвокат с центром сотрудничает, оказывая семьям правовую помощь на благотворительной основе.
На конференции поднимались многие острые вопросы. Например, о работе территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, где порой диагнозы об умственной отсталости или других серьезных нарушениях ставятся детям на основе устаревших шаблонов. Или о сокращении в отрасли специалистов-психологов, когда они востребованы как никогда раньше.
В русле разговора прозвучала презентация английской педагогической программы «Друзья Зиппи», которую представила директор британской общественной организации «Партнерство в интересах детей» Каролин Эгар. Программа адресована «обычным» детям от 5 до 8 лет, направлена на поддержание их эмоционального здоровья и преподается в детских садах и начальных классах 20 стран Европы и Азии. Включая не склонный до сих пор к психологическим «изыскам» Китай, где государственный курс на однодетную семью ведет к кризису традиционных ценностей в семейном воспитании...
Чтобы объяснить суть программы, хочу спросить читателей: все ли согласны, что детство есть самая безоблачная и счастливая пора жизни? Наверное, многие могут вспомнить, как ревновали, например, сестру или брата к родителям, думая, что тем достается больше внимания и любви. Или как не принимали в свой круг одноклассники в новой школе, куда пришлось перевестись из-за переезда. Как умерла бабушка и было трудно справиться с потерей и с самим открывшимся знанием, что люди умирают. В очень многих ситуациях ребенок не знает, как ему пережить сложные чувства, как относиться к тем из них, которые считаются «плохими». Плохо завидовать, но ведь все равно завидно, что подружку привозят в школу на красивой машине, а тебя - нет!..
Если родители, учитель в такие минуты не видят детских переживаний, не объясняют, как с ними справляться, у ребенка могут появиться низкая самооценка, неуверенность в себе, склонность к приступам агрессии и другие нарушения, которые в более зрелом возрасте корректировать сложно даже специалисту.
Но сегодня родители - и, увы, не только в России - слишком заняты, чтобы быть столь чуткими к детям. Педагоги же знаний по детской психологии почти не имеют.
Программа «Друзья Зиппи» - это полугодовой курс, состоящий из 24 занятий, во время которых малыши учатся распознавать свои чувства и говорить о них, узнают о поведенческих стратегиях: как попросить у других помощи; как вести себя во время конфликта; как бороться с издевками сверстников (насущная нынче «детская» тема); как, наконец, переживать потерю старших родственников. Ведут этот курс учителя и воспитатели детских садов, получившие специальную подготовку. Такое вот «раннее вмешательство»...
Было интересно наблюдать, как откликнулись на презентацию участники конференции. Кто-то из директоров школ по-деловому прикидывал, куда этот курс можно бы определить: в расписание уроков или во внеурочную «сетку», благо по новым стандартам начальной школе внеклассных часов добавили. Кто-то усомнился: как это - говорить с детьми о смерти? Был один возмущенный голос: зачем нам чужое, давайте придумаем свое! В конце концов согласились с тем, что соотносить зарубежную концепцию со своими условиями нужно, но совсем отказываться от хорошего опыта других неконструктивно.
Каролин Эгар побывала на приеме у министра образования СК Аллы Золотухиной, которую британская программа заинтересовала.
22 апреля 2011 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
