Растительное масло дорожает из-за роста цен на сырье
Основная причина - значительное подорожание сырья для его производства, в т. ч. из-за засухи. Тонна подсолнечника с 16 тысяч рублей в начале октября рванула до 22 тысяч в конце года. Соответственно, полезли вверх расценки и на готовую продукцию. Тонна сырого нерафинированного масла с 37 тысяч поднялась до 48. Из-за неурожая подсолнечника в прошлом году по стране получено почти в два раза меньше, нежели в 2009 году.
По нашему краю, как известно, засуха прошлась не столь жестко, как по другим российским территориям. В прошлом году на Ставрополье производство технических и масличных культур увеличено, в том числе и маслосемян подсолнечника, которых получено более 341 тысячи тонн, или на двенадцать процентов больше уровня 2009 года. В то же время, по данным краевой статистики, на фоне общего увеличения реализации масличных культур в прошлом году объемы продаж подсолнечника сократились на десять процентов. Лидером по реализации этой культуры продолжает оставаться Новоалександровский район, на долю которого приходится одна четвертая всей реализованной продукции - 51,7 тыс. тонн.
В конце 2010 года литр растительного масла в крае, по данным статистики, поднялся в цене на 7,6 процента, а в нынешнем году продолжает ценовую гонку едва ли не еженедельно.
У российских производителей один, неутешительный прогноз - растительное масло будет дорожать и дальше. Но насколько этот рост обоснован, нет ли сговора крупнейших производителей или торговых сетей? Это и предстоит выяснить в ближайшее время антимонопольщикам, которые начали проводить проверки в регионах.
Кстати, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по поводу роста цен на продукты провел опрос в 46 регионах страны, в том числе и Ставрополья.
В ноябре прошлого года темпы роста цен как «очень высокие» оценивало в среднем 65 процентов всех опрошенных, в декабре - 70, в январе и феврале - уже 80. Февральские оценки инфляции - одни из самых негативных за весь период наблюдений. По оценкам большинства, цены на товары, которые они обычно покупают, - овощи, фрукты и мясо - увеличились в среднем на 15-25 процентов. Более половины опрошенных сетовали на серьезное увеличение стоимости молока и молочных продуктов. Примечательно, что о снижении или стабильности цен вообще никто не упомянул.
2 марта 2011 года