Союз журналистов России выступил с заявлением о кризисе системы доставки периодики
Публикуя его сегодня, Союз журналистов Ставрополья обращается с просьбой ко всем журналистам, работникам полиграфии высказать мнение о поднятых проблемах. Ждем ваших откликов по адресу ruj@stapravda.ru.
* * *
Заявление Союза журналистов России о кризисе системы доставки периодики
Союз журналистов России заявляет о драматической ситуации, складывающейся в системе доставки прессы в регионах страны.
Несмотря на то, что все последние годы ФГУП «Почта России» регулярно получает значительные субсидии из федерального бюджета для сохранения тарифов на доставку периодики на территории РФ, в стране углубляется кризис системы подписки, являющейся в сельской местности и небольших городах, по сути, единственным способом получения периодики. В результате - граждане с невысокой покупательной способностью лишаются конституционного права на получение информации.
Как одно из следствий подобного подхода, - сокращение тиражей российской периодики. Сегодня по среднему показателю проникновения ежедневной и еженедельной прессы на душу населения Россия находится на одном из последних мест в мире.
Союз журналистов России осуждает действия ФГУП «Почта России», которое, являясь государственным предприятием, обязано, прежде всего, заниматься доставкой периодики населению, а уже потом думать о норме прибыли и дополнительных коммерческих услугах.
Мы настаиваем на том, чтобы Правительство и Президент страны немедленно вмешались в эту нетерпимую ситуацию и разрешили ее в интересах граждан, а не зарвавшегося монополиста.
* * *
СЖР против «Почты России»: борьба без правил
Союз журналистов России выступил с заявлением «О кризисе системы доставки периодики». Надо сразу признать, что беспокойство СЖ о проблемах доставки периодики подписчикам мы полностью разделяем и занимаем такую позицию не один год. Газеты и журналы по подписке действительно во многих регионах России приходят к подписчику с опозданием, причем опоздание может быть на неделю и более.
Плюс к этому, почтовые ящики у граждан часто разворовываются, подписная цена остается достаточно высокой, несмотря на стабильные почтовые тарифы. Может из-за этих факторов подписка в РФ год от года сокращается. Поэтому мы разделяем беспокойство СЖ о проблемах доставки подписных изданий в РФ. Но на этом наш консенсус завершается.
Вся дальнейшая аргументация документа вызывает, как минимум, удивление, и, как максимум, возмущение. Удивление в части некомпетентности и непрофессионализма авторов заявления СЖ, а возмущение, потому, что в нем прослеживается негосударственный и неконституционный подход. К серьезной общероссийской проблеме авторы заявления СЖ пытаются найти ключи не там, где их потеряли, а там, где светло. Задавшись благородной целью поддержать газету «Вятский край», СЖ, по сути, вмешивается в спор хозяйствующих субъектов и подменяет арбитражные суды, пытаясь дать собственную трактовку экономическому спору.
Называя «Почту России» зарвавшимся монополистом, уважаемый Союз журналистов в погоне за красным словцом, по сути, оскорбляет большую и серьезную структуру, выполняющую серьезные государственные задачи как системообразующее общероссийское предприятие. Кстати, почта на рынке доставки прессы не является монополистом. В России имеется более ста альтернативных структур, организующих подписку и доставку прессы. Многие редакции, кстати, также организуют доставку и подписку в формате редакционной подписки. И сегодня около 15% выпускаемых в стране газет и журналов доставляется по альтернативной подписке.
Но самое забавное в заявлении СЖ, что можно отнести к области экономического графоманства – это экономический пассаж. В документе говорится, что почте надо «заниматься доставкой периодики населению, а уже потом думать о норме прибыли и дополнительных коммерческих услугах». Заявив эдакое, и вызвав смех у просвещенной публики, авторы подтвердили, что мало что понимают в рыночных реалиях нашей жизни и уж постеснялись бы высказываться не по своей теме.
Хорошая журналистика, как известно, о чем так часто твердит Ясен Засурский, должна предусматривать глубокое изучение темы, и только потом написание заметки по заданию редакции.
Экономика доставки подписных изданий, это серьезный вопрос. Это процесс не благотворительный, а технический, требующий определенных затрат. И если не думать о прибыли и не наращивать экономический потенциал за счет дополнительных доходов, доставка прессы станет просто невозможной. И сегодня она является убыточной для «Почты России», несмотря на дотации государства. 3 млрд. государственной поддержки «Почте России» покрывают только 80% затрат по доставке прессы, недостающие суммы почта добирает из других доходов от других услуг.
СЖ мог бы выяснить, что у почты на 70% изношен парк почтовых вагонов и автомобилей. Изношена и устарела техника в сортировочных узлах. В стране 42 тыс. отделений связи, не хватает средств на их содержание и оснащение. И сети ОС грозит сокращение. Почтовые работники, почтальоны в регионах получают 4-5 тыс. рублей в месяц. Из чего следует, что почту надо не поносить оскорбительными текстами, а помогать всем миром.
Удивил меня и следующий пассаж: «Сегодня по среднему показателю проникновения ежедневной и еженедельной прессы на душу населения Россия находится на одном из последних мест в мире». По доставке прессы на душу населения из развитых стран хуже обстоят дела в Италии – 25% от всех тиражей в стране доставляется по подписке, в Великобритании – 12%, в Австрии – 10%, в Испании – 6%.
И последнее, что хотелось бы сказать по фактической стороне заявления СЖ. Споры между «Вятским краем» и УФПС вовсе не связаны с доставкой прессы в формате последней мили, т.е. от отделения связи до почтового ящика. Непонимание здесь возникло вокруг доставки подписных тиражей от типографии до районных ГЖУ. И только от этих центров, собственно говоря, доставка осуществляется почтой за счет подписных средств. И замечу также, что эта практика по доставке изданий до почтового сортировочного узла изданиями применяется не только в России, но и во всех странах, где почта работает с подпиской.
Вот почему я призываю авторов заявления СЖ сначала пройти ликбез в части почтовых технологий, а потом писать заметки в формате заявления.
Председатель Правления Ассоциации распространителей печатной продукции А.В. ОСЬКИН

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
