Губернатор Валерий Гаевский пожелал ставропольцам добра и счастья!
– Начало года было ознаменовано созданием нового федерального округа – Северо-Кавказского. Обещаны были всяческие преференции для вошедших в него субъектов, в том числе для Ставропольского края. Наш регион уже успел реально ощутить теплоту федеральной длани? Сказалось ли принятое решение на инвестиционной составляющей? Не в ущерб ли инвестиционному климату на Ставрополье выделение в отдельный анклав совместно с северокавказскими республиками, ситуация в которых не отличается спокойствием?
- На мой взгляд, образование Северо-Кавказского округа с центром в Пятигорске – событие не только 2010 года, но и более широкой хронологической перспективы. Не скрою, этот свершившийся факт имеет как плюсы, так и минусы. Но плюсов, абсолютно в этом уверен, гораздо больше. Просто пока мы, возможно, их не почувствовали в полной мере. Так устроена государственная машина. Это телега, которую очень долго запрягают. Но когда вся необходимая подготовка закончена, двигаться она начинает с большей скоростью.
Самое главное – внимания к региону стало значительно больше. В этом году у нас дважды побывал президент, дважды – премьер-министр страны. И в каждый приезд главных руководителей край получал дополнительные преференции, финансовые вливания. Удавалось решать сложные вопросы, по которым раньше потребовалось бы долго обивать пороги высоких кабинетов.
Недавний факт создания комиссии по социально-экономическому развитию СКФО во главе с председателем Правительства России В. Путиным также говорит о многом. Такого просто еще не было. В рамках ЮФО подобную комиссию возглавлял вице-премьер Д. Козак. Я с другими коллегами по округу также вошел в состав комиссии. И это прибавляет веса голосу Ставрополья. Появилась дополнительная возможность отстаивать интересы региона. Нас слышат. Нашими проблемами занимаются, к перспективам развития проявляют интерес.
Мощный лоббист, не побоюсь этого слова, наш полпред А. Хлопонин. Его статус и авторитет позволяют «генерировать» мощные идеи, а главное – их осуществлять. Взять тот же федеральный университет, который будет создан на Ставрополье. Сейчас утверждается концепция, решаются оргвопросы. Это по многим параметрам «тяжеловесный» и тем не менее очень перспективный проект, который даст сильнейший импульс развитию науки и кадрового потенциала всего Юга.
Или другой, более приземленный пример. Первые полгода наша «ликероводка» стояла из-за отсутствия акцизных марок, а это прямые потери бюджета. Александр Геннадиевич собрал представителей всех ведомств, от которых зависит решение вопроса, и дал мне возможность высказать им все, что я об этом думаю. Буквально через неделю отрасль заработала. До конца выправить ситуацию за остаток времени не успели, но дополнительно сотню миллионов в казну получили. Или возьмем свежую ситуацию – на модернизацию здравоохранения край запросил 12 млрд рублей, но в федеральных министерствах сумму стали срезать. Моя недавняя поездка в Москву и разговор с полпредом позволили добавить к выделенному еще несколько миллиардов рублей. Кто может сказать, что это плохо?..
Что касается инвестиций. Весь запас Инвестфонда, предназначенный для Юга, – 3,5 млрд рублей – удалось получить. Треть из всех объектов Стратегии СКФО-2025 – это объекты, которые будут созданы на ставропольской земле. У нас в этом смысле самая подготовленная проектно-сметная документация – отсюда и результат. А мы знаем, что даже самое политическое решение не может убедить Минфин или Министерство экономического развития РФ, если нет стоящего плана.
Теперь о минусах. Семь лет мы не знали терактов на территории региона, и когда в этом году прозвучали взрывы, конечно, был шок. С вхождением в новый округ мы попали в «прицельную» зону того бандподполья, которое стремится расшатать российский Кавказ. Бандиты постарались больнее укусить… И следует отдать должное нашим силовикам, которые сработали оперативно и четко. Часть боевиков, виновных в гибели людей, уничтожена. А другие находятся под следствием. Теперь, прежде чем соваться на Ставрополье, подумают. Хотя лучше бы терактов не было ни в одном регионе. Этого я искренне желаю. И, думаю, того же хотят все мирные жители Северного Кавказа и России. Независимо от национальности. А ставропольская земля исторически была форпостом России, ее судьбу и миссию не переиначить одним только административно-территориальным делением округов.
- По краю упорно ползут слухи о том, что после создания СКФО люди стали уезжать, активно продавать квартиры, что в связи с этим цена недвижимости уже поползла вниз. Что это? Обработка психики ставропольчан? Спланированная акция?
- Это обычная медиавойна, которая используется нашими врагами для создания панических настроений. Никто из края не бежит. Ни одна из запущенных информуток не подтверждается. Расчет на то, что люди, которые действительно напряглись от произошедших терактов, психологически дрогнут еще и от нелепостей. Ни одной листовки «бросайте квартиры, а то их заберут мигранты» мы в крае так и не нашли, хотя сколько разговоров о них было. Рынок недвижимости ни в Ставрополе, ни на Кавминводах не дешевеет. Напротив, цены высокие, и мы, когда решали, например, проблему с ветеранским жильем, даже просили Москву о дополнительных субсидиях для Пятигорска, Кисловодска и Ставрополя, где квадратный метр запредельно, я бы сказал, дорогой. Что касается 500 квартир в Ставрополе, якобы купленных лидером соседней республики, то и это откровеннейшая «деза».
Плодились слухи, что объекты Мин-обороны якобы уходят в руки чеченцев. Бред. В бывшем летном училище будет дислоцирована 58-я армия. Хотя, честно сказать, я надеялся приспособить его под кадетский корпус, но получил отказ. И пограничное управление из Ростова также будет возвращено к нам в край. Так что «чес языков» о том, что нас бросили на произвол судьбы, не что иное как грубая обработка мозгов, кто-то включает тумблер паники. Этому надо грамотно противодействовать.
В краевом правительстве есть структуры, которые работают в сфере информационной политики. Мы отследили несколько таких вот слухов. Были ответы на страницах краевых газет. И в целом я подталкиваю коллег и в краевых структурах, и в территориальных управлениях федеральных ведомств при случае лично опровергать такие «информдиверсии».
Да, представители соседних республик отдыхают на Кавминводах, пытаются открыть там свой бизнес. Но и в других крупных городах наблюдается подобное. У нас единое экономическое рыночное пространство.
– И все же проблема межнациональных конфликтов имеет место быть. Валерий Вениаминович, позвольте напомнить сказанное вами недавно о ситуации в Зеленокумске: «Если власть закрывает глаза, то она либо слепая, либо беспомощная, либо «замотивированная». Можно ли решить проблему только возложением на конкретных должностных лиц обязанностей по поддержанию межнационального мира?
- Безусловно, проблемы межнационального мира невозможно решить одним назначением «главного по этносогласию». Такой чиновник, с которого можно лично спросить за работу, – хоть и важный, но только элемент большой системы. Сейчас мы ее как раз выстраиваем. Потому что терапия должна быть комплексной.
В начале следующего года правительство рассмотрит концептуальный документ «Основные направления реализации государственной национальной политики в Ставропольском крае на 2011-2015 годы». Он будет трансформирован в дальнейшем в соответствующий «межнациональный» раздел краевой Стратегии-2020. «Под него» будет создана соответствующая краевая программа.
Ну а главный фактор защиты от новых конфликтов – четкое соблюдение законов при решении спорных ситуаций. Если власть «замотивирована» или пассивна, то она и принимает соответствующие решения, не реагирует на хамство и вызывающее поведение отдельных гостей края. Вот тогда люди и хватаются за ножи и травматику. Потому что понимают: другой защиты своих интересов им не добиться. И на этой волне очень быстро определяют «своих» и «чужих» по национальному или конфессиональному признаку.
«Искрить» начинает вокруг вполне конкретных вопросов – собственность, аренда, использование пастбищ. Они как раз на муниципальном уровне. И не случайно я инициировал вопрос о проведении комплексной проверки законности имущественных сделок в муниципалитетах за последние несколько лет. Если права нарушались – есть потенциальные очаги напряженности. Их надо тушить. И обжаловать опасные решения.
Что касается зеленокумской ситуации, принципиально важно, что зачинщик выдан и ответит перед законом. Никто не собирается закрывать глаза на то, что случилось. Но надо признать, что имеет место и правовой нигилизм. Родственники пострадавшей девушки почти неделю не обращались с заявлением в милицию, пытаясь разрулить ситуацию какими-то иными способами. И потом, чтобы гасить эскалацию напряженности, потребовались более радикальные меры.
Убежден, что нельзя передавать вопросы правосудия местным «робин гудам». В Ставрополе начали стрелять у кинотеатра в «лезгинщиков» – нарушителей порядка, а кончилось убийством русского парня людьми в масках, как выясняется, под горячую руку. Добром попытки самосуда не заканчиваются. Совместно с милицией – пожалуйста, патрулируйте, помогайте поддерживать правопорядок. Только так, и никак иначе. Почему подобное происходит? Думаю, это накопившееся за десятилетие чувство обиды за игнорирование закона, коррупцию во власти. И сама власть, в том числе силовые структуры, должна сделать соответствующие выводы.
Мы уже научились жестко реагировать на грубое нарушение закона. И теперь учимся упреждать. Поверьте, это сложнее. Главное – убедить людей в главенстве закона. Если ответственность за нарушение закона будет наступать без оглядки на национальность, по справедливости, то и межэтнические конфликты пойдут на спад.
– Валерий Вениаминович, можно ли сегодня определенно сказать, что край вышел из кризиса и пошел на подъем?
- Мы и не сильно-то проседали в кризис. Так, чуть-чуть. Но, разумеется, был некий высоковольтный темп работы, даже «ручного управления», а сейчас напряжение спадает. Как уже отработанная модель управления ситуа-цией, упразднен краевой антикризисный штаб. Вместо него начала работу комиссия по экономическому развитию Ставрополья, у которой иные задачи – больше перспективного плана.
Сами за себя говорят и итоговые показатели года, пока это, правда, прогнозные расчеты. Тем не менее индекс промышленного производства составил 111%, отгружено товаров, выполнено различных работ и услуг в объеме 363,2 млрд рублей, а это на 20,4 % больше, чем в предыдущем году. Объем продукции сельского хозяйства за год составил 72,8 млрд руб., что на 2,2% больше, чем в 2009 году. Инвестиции переваливают за 87 млрд рублей, что свидетельствует о росте в 5 – 6% относительно преды-дущего года. Даже объемы работ в строительстве, где только к середине года удалось преодолеть обусловленный кризисом спад, должны вырасти более чем на 4%. Так что определенно можно сказать, экономика края выходит на устойчивое развитие.
В конце года краевое правительство приняло программу социально-экономического развития края до 2015 года финансовой емкостью свыше 500 млрд рублей, и депутатский корпус ее уже тоже рассмотрел. В программный «портфель» вошли 197 проектов, в том числе 109 инвестиционных, 48 инфраструктурных и 40 социальных. Их реализация позволит дальше диверсифицировать экономику края, создать около 50 тысяч рабочих мест за пять лет, сделать инновационную продукцию одной пятой краевого производства.
– Хотелось бы услышать ваше мнение о бюджете, принятом на 2011 год. Насколько оправдан дефицит в 4,5 млрд рублей? Как вы относитесь к прогнозам по наполнению его доходной части, представленным минфином края? Особенно если учесть, что дотации из федерального бюджета сокращены на 1,7 млрд рублей?
- Параметры краевого бюджета-2011 были выверены, как и предписывается законом, краевыми минфином и минэкономразвития. Его доходы определены в объеме 52,5 млрд рублей, с ростом к 2010 году на 4,8%. Несмотря на значительное снижением объемов федеральных средств, мы ждем прироста доходов за счет собственных источников. С учетом прогноза социально-экономического развития края увеличение налоговых и неналоговых поступлений по сравнению с плановыми показателями уходящего года должно составить более чем 23 процента.
В расходной части краевого бюджета мы ориентировались на основные положения Бюджетного послания президента страны о бюджетной политике в 2011-2013 годах, а также задачи перспективного развития, заложенные в краевой Стратегии-2020. В итоге определен ряд приоритетных направлений. В первую очередь, это безусловное исполнение всех законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций, повышение на 6,5 процента зарплат работников бюджетной сферы с 1 июня 2011 года и сотрудникам правоохранительных органов с 1 апреля 2011 года, обязательная индексация расходов на оплату коммунальных услуг на 15 процентов и ряд других социально значимых моментов.
Говорить о том, что предстоит сделать в будущем году, можно долго. В частности, объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства запланирован в сумме 2,8 млрд рублей, что более чем в 2 раза превысит показатели 2010 года. На содержание и развитие автодорог – наш стратегический приоритет – предусмотрено около 3 млрд рублей. Причем впервые в краевом бюджете запланировано выделение средств на эти цели органам местного само-управления в объеме 300 млн рублей.
В экономике края набирают силу позитивные тенденции, но финансовая отдача в бюджет – не мгновенное дело, и финансовое обеспечение предстоящих расходов в полном объеме все равно потребует привлечения дополнительных средств в кредитных организациях. По нашим расчетам, в объеме 4,5 млрд рублей. Важно, на мой взгляд, в этом случае не сэкономить, а подтолкнуть регион к дальнейшему развитию, чтобы казна быстрее и полнее наполнялась, соответствуя нашим потребностям. Отдача будет. А с долгами рассчитаемся.
– Проблема жилья остро стояла в прежние годы. И сегодня не сходит с повестки дня. И ведь решить ее можно было бы быстрее, если бы не заоблачная «административная» нагрузка на строительный бизнес. Ведь реальная себестоимость квадратного метра на самом деле не так велика, как ее малюют.
- Ввод жилья в крае по итогам 2010 года оценивается на уровне 1,2 млн кв. метров, что на 7,4 % выше предыдущего года. И вообще, мы как-то скромно перешагнули рубеж в миллион квадратных метров, а ведь всего несколько лет назад, на заре нацпроекта «Доступное жилье», это был Рубикон, на который отрасль смотрела, что называется, снизу вверх.
Очевидно, что сейчас складывается благоприятная ситуация для возобновления роста в строительстве. И сегодня государство оказывает отрасли серьезную поддержку: так, при помощи госдотаций приобретается жилье для ветеранов Великой Отечественной войны, молодых семей, уволенных с военной службы, северян, чернобыльцев и вынужденных переселенцев. Все это большие подряды, многомиллиардные.
Очень важно, что и в период кризиса не допущено массового замораживания объектов и долгостроя, более того, наблюдается оживление инвестиционной активности и запуск новых строек. Наиболее наглядно это проявляется в ситуации с обманутыми дольщиками. Ставрополье – один из немногих регионов, где эта проблема действительно решается, а не стагнирует. Уже 508 гражданам, а это более 48% от общего количества пострадавших, оказана государственная поддержка.
Безусловно, одной из проблемных сторон в строительстве является непрозрачность расчета затрат на подключение объектов к инженерным сетям. Да еще длительность разрешительных процедур. Все это, по сути, административные и монопольные барьеры, с которыми разбираемся.
В крае уже есть хороший опыт по реализации инвестпрограмм коммунальных предприятий, направленных именно на обеспечение максимальной открытости таких процедур – например, в МУП «Водоканал» Ставрополя. Скоро он будет взят на вооружение в Пятигорском «Водоканале». Идем и по сельским территориям.
Задача власти – свести к минимуму бюрократические издержки по всей цепи реализации проекта, от бизнес-идеи до готового жилья. Сейчас этому во многом мешает низкий уровень обеспеченности муниципальных образований градостроительной документацией. Однако в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса все необходимые документы терпланирования должны быть разработаны муниципалитетами до 1 января 2012 года, и чтобы это состоялось, мы кратно увеличили суммы финансирования муниципалов на 2011 год по разработке документации. Надеюсь, сроки будут выдержаны, и строительному бизнесу станет гораздо легче и проще развиваться на Ставрополье.
– И вопрос, так сказать, вдогонку. От федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ Ставрополье получило серьезные финансовые средства. Однако эти средства были эффективно освоены не везде. Будут ли сделаны оргвыводы по каждому отдельному случаю?
- Ставрополье получило уже 4,7 млрд рублей из средств Фонда ЖКХ. В его программы вошли 20 муниципальных образований края. Удалось привести в порядок более 18% домов при среднероссийском показателе 14%. Условия проживания улучшили более 144 тысяч ставропольцев. Считаю, работа проведена масштабная. И у нас, как и во многих других территориях, остается потребность в продолжении начатого, удержании набранных темпов. Потому что советского, ветшающего жилья по стране – пропасть. И очень правильно, что было принято решение продлить работу Фонда – во многом именно под давлением регионов.
Конечно, в таком большом деле не обходится без издержек. Говорят: на войне – не без убитого. Ко мне на «телефон доверия» и в интернет-приемную обращаются люди с жалобами на качество проведенных работ. И все эти факты и обращения подвергаются тщательнейшей проверке. Заставляем подрядчиков переделывать, поправлять, где что не так, а ТСЖ, самих жильцов – пристрастно участвовать в акте приемки работ.
Местной власти и самим собственникам необходимо более тщательно подходить к выбору подрядчика, при этом особое внимание уделять оформлению документов. Бывало и так, что работы практически выполнены, а отчитаться «забыли». Или из-за какой-то авансовой схемы выплывают сумасшедшие выводы об утечке денег, как, например, было по поселку Анжиевскому. Шумиха вокруг якобы растраты 40 млн рублей лопнула как мыльный пузырь. Проверка прокуратуры не выявила нарушений, кроме того, что аванс подрядчикам был перечислен больший, чем полагается. Но деньги тем не менее все освоены.
Плохо, что некоторые наши города не стали участниками программ по переселению из аварийного жилья, хотя заявлялись. Но средства, которые изначально предназначались для них, из края не ушли, потрачены на капремонт и переселение в других городах, и сделаны оргвыводы. Думаю, теперь все будут порасторопнее.
– Инноватика – это слово знаменует сегодня качественно иной этап развития экономики. Но вот только от того, как часто будешь повторять это слово, экономика не станет инновационной. С этой точки зрения, Валерий Вениаминович, дайте, пожалуйста, оценку затеянным большим проектам в крае по созданию индустриальных и технологических парков. Насколько быстро они могут быть реализованы и какие трудности встают на их пути?
- Ставрополье – пилотный регион по созданию парков, где преференции резидентам сочетаются с классической моделью создания европейских индустриальных и технологических парков. Такой подход позволил привлечь только в экономику города Невинномысска уже более 7 млрд руб. Динамика других парков будет не хуже.
Прежде всего, речь идет о глобальных проектах, кластерная направленность которых в будущем обеспечит межрегиональную кооперацию и устойчивое развитие СКФО. Инвестиционным Фондом Российской Федерации в 2011 году выделены средства для двух индустриальных парков – в Невинномысске и Буденновске. Планируется также в следующем году запустить проект создания автокластера в Шпаковском районе и фармацевтического кластера в Ставрополе. Готовятся к запуску несколько агропромышленных вариантов парков. Для привлечения инвестиций продолжаются переговоры с крупнейшим производителем сельхозтехники AGCO Mashinery, международным химико-фармацевтическим концерном Bayer AG, компаниями Novartis, Pfizer, Sanofi Aventis, Teva pharmasutical и другими. Всего в рядах наших партнеров сегодня насчитывается около 120 иностранных компаний. Это хорошо.
Архитектура инвестиционного портфеля Ставрополья содержит мировые бренды. Это сулит серьезные перспективы уже в ближайшем будущем.
Какие проблемы? Безусловно, это недостаточная степень готовности инвестиционных площадок в части инженерной и транспортной инфраструктуры, отсутствие приемлемых банковских продуктов для региональных инвесторов, косность и, к сожалению, отсутствие практического опыта.
Радует, что уже есть конкретные подвижки по ребрендингу края. Недавно я встречался с главой «Роснано» А. Чубайсом. Проговаривал с ним перспективы открывшегося в Ставрополе наноцентра, создания фармацевтического кластера. Денег у него много. И эти возможности надо использовать. Знаете, как приятно видеть светящиеся глаза наших разработчиков, которые счастливы, оттого что получают возможность поставить свои идеи на коммерческие рельсы, реализовать на практике. Очень важно сегодня выскочить из колеи, по которой катимся не один десяток лет.
Что мы в основном имеем сейчас? Пшеница, минеральная вода, несколько крепких химических производств… Мы в состоянии переориентировать экономику края. Сельское хозяйство, как во всякой цивилизованной стране, рано или поздно придет к уровню 1,5-2 процента от объема валового внутреннего продукта. К этому надо готовиться, решительнее продвигаться в инновационную, умную экономику.
Мы в этом году предприняли некоторые структурные шаги – в краевом министерстве экономики создано специализированное управление по инноватике и нанотехнологиям, которое я сегодня лично курирую. Это будущее нашего края.
– На поддержку малого и среднего бизнеса с каждым годом выделяется больше и больше бюджетных средств. А вот ощущения у представителей этого сектора экономики неоднозначные. Даже закрыть свое дело разорительно. Не говоря о том, как открыть. Да и одними деньгами, похоже, делу не поможешь.
- Малый бизнес надо поддерживать, если мы думаем о стабильности в экономике и социальной ситуации – это аксиома. Общий объем финансирования на эти цели только за два года составил около 1,2 млрд рублей. По сравнению, например, с периодом 2006-2008 годов финансовый поток стал «полноводнее» в 12 раз.
Реализуется ряд новых механизмов государственной поддержки. Это предоставление поручительств Гарантийным фондом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства тем, кто столкнулся с трудностями в получении кредита из-за отсутствия достаточного залогового обеспечения. Это субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в кредитных организациях, и лизинговым договорам. Это также оказание консультационной, методической и имущественной поддержки на территории бизнес-инкубатора и другие меры, осуществляемые при локомотивной роли краевого министерства экономического развития.
Говорить о том, что закрытие и открытие собственного дела разорительно, нельзя. Сложности, думаю, возникают из-за нехватки знаний правовых, налоговых и бухгалтерских основ. Надо обучать начинающих предпринимателей, чем мы уже занимаемся в крае. Тем более что в целях упрощения процедуры создания бизнеса введен уведомительный порядок открытия дела.
– Как заставить местную власть эффективнее заниматься экономикой территории? Для этого сделано немало. Но что, на ваш взгляд, еще необходимо сделать?
- Не надо никого заставлять. Принцип организации местного само-управления предполагает прямую ответственность руководителей муниципалитетов перед населением. Общество требует от власти ответственного, системного решения наболевших проблем. Если глава не справился с проблемами, не смог реализовать поставленные задачи, избиратели сами решат, кому отдать свои голоса в день голосования. Как случилось в городе Лермонтове.
Население справедливо предъявляет власти запросы на улучшение качества образования, здравоохранения, доступность услуг ЖКХ, дорожной отрасли. Каждый глава муниципального образования должен создавать землякам максимально комфортные условия для проживания. Это его прямая обязанность, а не кресло в кабинете охранять.
В противном случае законодательством предусмотрены рычаги влияния на «неэффективных» глав, в частности, поправки в 131-й федеральный закон предоставляют «местным парламентам» право удалять их в отставку по своей инициативе или по инициативе высшего должностного лица региона. К тому же Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. установил систему показателей для комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, где главное внимание уделяется параметрам, характеризующим качество жизни населения, достойный уровень которой невозможен без эффективной экономики. Мы в конце года подвели итоги и восемь муниципальных образований премировали за хорошие показатели. С отстающими будем по-другому разговаривать.
Вы видите, идет ротация власти на муниципальном уровне. Те, кто не тянет, постепенно выпадают из обоймы.
– Валерий Вениаминович, а как бы вы прокомментировали последние кадровые изменения в правительстве края?
- Если помните, год назад в интервью «СП» я сказал, что дал год-два на то, чтобы определиться с оценками вклада каждого в общее дело. Радует, что жестких проколов, скандалов, воровства серьезного нет. И все же приходится принимать решения по отношению к тем, кто не вполне соответствует уровню предъявляемых требований. Ищем замену среди молодых, способных быть адекватными быстро меняющимся вызовам времени. Один год недостаточно эффективной работы еще можно извинить. Но если отрицательный тренд сохраняется, то приходится делать выводы.
Месяц назад на заседании правительства произошел, как вы помните, серьезный скандал, касающийся нарушений в реализации программы строительства жилья на селе. Реакция, безусловно, последует, вплоть до увольнений. Отвечать придется. Нужны результаты, а не оправдания того, почему их нет. Надо идти вперед, как можно быстрее.
По многим направлениям мы сегодня набираем серьезные темпы. И одного меня на все не хватает. Нужна эффективная команда. Жалко упускать предоставляющиеся возможности. В том числе на местном уровне. Во главе ряда муниципалитетов уже встали деловые талантливые люди. Поиск новых активных менеджеров будет продолжен. Тяжелый груз прежнего застоя, к сожалению, сказывается до сих пор. От тех, кто не сумел перестроиться, будем избавляться. Я бы коротко прокомментировал так: ничего личного – только дело.
– Валерий Вениаминович, вы стройный, подтянутый! Это, так сказать, годы тренировки? Какое место спорт, по-вашему, должен занимать в жизни человека? Что надо сделать, чтобы для большинства занятия физической культурой стали нормой жизни?
- Спасибо за комплимент. Стараюсь. Моя сегодняшняя форма – это на самом деле результат многолетнего усердного труда. Уже долгое время предпочитаю тратить свободное время на теннис или спортзал с «железом». Несмотря на насыщенный график, держать себя в форме считаю насущной необходимостью. И членов команды стараюсь приобщить. Но получается не всегда. «Подстегну» в очередной раз, ходят в спортзал, но смотрят волком, что жизнь их заедаю… Молодые, следует признать, охотнее занимаются собой.
Надо учитывать, что успехов в любой области, как правило, добиваются люди с сильным характером, выносливые, устойчивые. Закаленные, в том числе занятиями физической культурой. Убежден: чтобы занятия спортом были привычным делом, надо, в первую очередь, сделать его доступным. В крае над этим идет серьезная работа.
– Каким был уходящий год в вашей личной судьбе?
- Я удовлетворен, что стали проявляться результаты огромной работы, которая уже проделана вначале близким, затем более широким кругом единомышленников. Стало меньше подковерной возни, больше дела.
В личном плане тоже все хорошо. Дочери взрослеют – меньше меня расстраивают, больше радуют. Старшей – 25 лет, средней – 22, младшей – 19. Все мысли – о карьере, я с этим уже устал бороться – видимо, генотип. Но, кстати, никто из моих близких родственников в правительстве работать не будет, не хочу подавать дурной пример. Пусть ищут себя сами.
– Валерий Вениаминович, что вы пожелаете ставропольцам в наступающем году?
- Буду краток: добра и счастья!
При содействии пресс-службы губернатора.
30 декабря 2010 года