Как потребителям бороться с поставщиками коммунальных услуг
К сожалению, в борьбе этой уже есть пострадавшие и даже жертвы. Об этом шла речь на заседании экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае. И все принявшие участие в обсуждении проблем, связанных с соблюдением прав и законных интересов жителей региона в сфере ЖКХ, сочли борьбу предпочтительнее сдаче на милость естественных монополий.
Всем нам, плательщикам и потребителям, действительно есть за что бороться. Потому что квитанции на оплату коммунальных благ порой вызывают недоумение и возмущение. И не только из-за означенных в этих платежках сумм, но и по причине отсутствия или неважного качества того, за что приходится отдавать деньги. Не секрет ведь, что зловонные мусорные полигоны порой «украшают» жилые микрорайоны и улицы, а электроэнергии, воды или газа вполне можно лишиться вовсе, не имея личных долгов перед поставщиками, которые из-за нескольких неплательщиков порой отключают многоквартирные дома и целые кварталы. Наша газета уже рассказывала о некоторых таких «коммунальных бунтах». И пока никто не может поручиться, что предстоящей зимой вновь не будут замерзать жители отдельных городов и сел.
Работникам аппарата Уполномоченного по правам человека в крае приходилось также разбираться и с другими нарушениями. В докладе по этому вопросу было озвучено немало ярких примеров пренебрежительного отношения местных властей к федеральным законам и нуждам простых людей. В Зеленокумске, например, только усилиями этой правозащитной организации удалось добиться, чтобы одинокая мать троих детей, ютившаяся с ними в общежитии, была поставлена в очередь на получение социального жилья. Администрация Ессентуков только после решения двух судов согласилась восстановить в очереди на квартиру семью ветеранов войны. Дольщики с улицы Чехова в краевом центре, обманутые строительной компанией, опять же только через суд и с помощью Уполномоченного по правам человека получили возможность пользоваться коммунальными благами в купленных квартирах. Существует множество иных примеров, как говорится, «рукотворных» бед, которые отравляют жизнь людей по злой воле чиновников или из-за недобросовестности управляющих компаний и естественных монополий.
И сама реформа ЖКХ, о которой было так много разговоров, пока вызывает массу недоуменных вопросов. Некоторые из них прозвучали на вчерашнем заседании. Можно ли ожидать добросовестного удовлетворения нужд и чаяний россиян от поставщиков коммунальных услуг и управляющих компаний, если уставы этих ТОО и АО обозначают главной их задачей «получение прибыли»? Зачем понадобились общедомовые приборы учета, если в квартирах и домах установлены индивидуальные счетчики? Почему руководители естественных монополий убеждены, что потребители обязаны оплачивать их потери из-за дырявых подводящих труб и ветхих коммунальных электросетей? Ответы, к сожалению, пока не найдены. Поэтому в решении экспертного совета записано о необходимости выработать механизмы контроля, усилить спрос органов местной власти, сделать работу управляющих компаний прозрачной для клиентов.
Как отмечалось в ряде выступлений, именно это и лежит в основе нынешнего противостояния поставщиков и потребителей. Вовсе не случайно многие директора предприятий, работающих в системе ЖКХ, стремятся отгородиться от клиентов порой непроходимыми преградами из постов охраны, которые, к слову, тоже оплачиваются за счет потребителей. Им же приходится отдавать деньги за шикарные, вновь отстроенные или капитально отремонтированные здания коммунальных служб, за раздутые штаты чиновников, в них заседающих, за недешевый транспорт для парадных выездов руководителей. Не от этого ли происходит ежегодный рост тарифов на услуги ЖКХ? И на этот вопрос ответ пока не получен. Впрочем, ответить все равно придется. Во всяком случае, у членов экспертного совета есть решимость отстаивать законные права и интересы жителей края во всех инстанциях, резюмировал Уполномоченный по правам человека в СК А. Селюков, подводя итоги заседания.
27 ноября 2010 года