В России есть свое кино! Но где его смотреть?
Да, в последние примерно полтора десятилетия оно с трудом пробивается к зрителю, преодолевая пресловутые коммерческие препоны. И все же пробивается. Хотя бы в виде таких мощных культурных акций, каким стал на Ставрополье фестиваль «Панорама…», в программу которого вошли двадцать фильмов, причем более половины из них художественные. Открывала показ победившая на недавнем кинофестивале в Венеции картина «Овсянки» А. Федорченко, мы увидели последнюю работу прославленного режиссера В. Мотыля «Багровый цвет снегопада» и «Верую!» нашей землячки Л. Бобровой по мотивам рассказов В. Шукшина. Весьма достойным оказался и финал: именно у нас состоялась российская премьера ленты «Три женщины Достоевского» Е. Ташкова.
В дни фестиваля гостями пресс-клуба «СП» стали народный артист России Владимир Новиков, запомнившийся ролью в известном сериале «Государственная граница», актер Игорь Сергеев, исполнитель главной роли в упомянутых «Овсянках», Ирина Мотыль, продюсер, дочь знаменитого режиссера Владимира Мотыля, представившая последнюю работу отца – «Багровый цвет снегопада», и один из активных организаторов фестиваля, директор ЦДК «Октябрь» г. Ставрополя Борис Чистяков. Разговор шел главным образом вокруг очевидной сегодня всем необходимости государственного вклада в развитие кино. Как заметил Б. Чистяков, фильмы, конечно, снимаются — и на бюджетные, и на частные, спонсорские деньги, но количество их заметно упало, да и к качеству есть большие вопросы… При все том в стране проводится немало всевозможных кинофестивалей, неизменно вызывающих огромный общественный резонанс. И вот по инициативе одного из самых известных в России продюсеров, заслуженного деятеля искусств РФ Андрея Разумовского при участии Министерства культуры РФ начала осуществляться программа поддержки российского кино. Она состоит из многих проектов, в том числе это и показ на местах недавно вышедших фильмов. В нашем крае их увидели жители Ставрополя, Кавминвод, Георгиевска, Зеленокумска, Изобильного, Рыздвяного… Эти показы стали своего рода ответом на пробуждающийся интерес к качественному российскому кино. И вот кино к нам приехало, и приехали люди, его представляющие.
Рассказывая о своем видении современного отечественного кино, Владимир Новиков, в частности, припомнил последний громкий съезд Союза кинематографистов, где была озвучена и горячо поддержана мысль о возрождении лучших традиций, берущих свое начало в советском кино. Его достоинства никогда не сводились к технологиям. В этом, уверен В. Новиков, мы никогда за Западом не угонимся, и не надо нам даже пытаться! Голливуд – индустрия, недосягаемая технически… Но у нашего кино есть свои преимущества: оно «берет» зрителя сердцем! Именно поэтому весь мир когда-то восхищался ставшими классикой фильмами «Летят журавли», «Судьба человека», «Баллада о солдате»… Об этом нельзя забывать. И пускай Запад делает картины технически лучше, кстати, наши постановщики уже показали, что могут делать и такие, снимая «Гамбиты» и «Дозоры». Только вот нашему зрителю нужно другое кино, то, которое «с сердцем». Недаром же, по словам В. Новикова, те самые успешные ныне режиссеры, снимающие так называемые кассовые ленты, своих детей предпочитают растить опять же на классических советских, от «Семнадцати мгновений…» и «Места встречи…» до всенародно любимых мультиков. Однако при этом они же рассуждают о том, какое кино сегодня нужно зрителю. Оказывается, они это знают лучше самого зрителя!
Душа душой, но стоит вспомнить еще и вот о чем. Сейчас уже мало кто знает, из чего состоял бюджет СССР: оборонку «держали» водка и табак, а образование и здравоохранение жили за счет кино, доходы от которого были колоссальные, ибо это была мощная индустрия. Вот это сочетание индустрии и сердца и нужно воссоздавать, а не гнаться за фестивальным «артхаусом».
- Только возвращением к «сердцу» мы сделаем свое хорошее кино, – повторил В. Новиков. – А для это надо кусочек своего сердца, жизни вложить в картину. Зритель это всегда чувствует и такое кино пойдет смотреть. Когда-то я уходил из кино на целых восемь лет, поскольку там творилось черт знает что: крысы бегали по «Мосфильму», на территории производили и паковали пельмени, не говоря уже про авто- и мебельные салоны. Никто не верил, что студия когда-нибудь возродится. Шло отмывание денег, съемки фильмов про бандитов… Но сейчас уже видны предпосылки для возрождения, только души немного надо вложить.
Когда слышишь про очередное выдающееся достижение какого-то отечественного постановщика, получившего приз на престижном международном кинофестивале, то к чувству законной гордости примешивается, увы, разочарование: мы-то не видели это чудо искусства и вряд ли скоро увидим. На афишах — совсем другие названия. Складывается впечатление, что, для того чтобы о нашем кино наконец заговорили громко, нужно фильму обязательно проявиться где-то «там». Двойственность эту испытал на себе другой наш гость – артист Игорь Сергеев после громкой венецианской победы «Овсянок». С одной стороны, здорово получить вместе с режиссером мировое признание, Причем фильм изначально задумывали и делали как фестивальный. Что ж, режиссеров и продюсеров по-человечески можно понять: всегда хочется показать свое творчество на Западе. Но после фестивальных аплодисментов наступает тишина в родных пенатах. Широкий российский прокат этой картине почти не светит. Вот и получается: актеру за счастье неслыханное сниматься у интересного режиссера да с замечательными партнерами, а нам, то бишь «массовому зрителю», как быть? Правда, по признанию Б. Чистякова, стоило организаторам «Панорамы…» громко заявить о наличии в ее программе тех самых «Овсянок», как пошел и спрос у прокатчиков. Насколько он значителен, покажет только время. А вообще-то, хочется сказать вслед за нашими собеседниками: народ должен видеть разные фильмы.
Интересной идеей поделился В. Новиков. Он считает, что, вместо того чтобы отстегивать миллиарды на упомянутые отечественные «блокбастеры», про которые говорят, что они якобы здорово окупаются (это, по его словам, о-очень далеко от истины), надо конкретные государственные деньги направить в иное русло. Речь о создании в стране — начиная от Москвы, а потом до самых до окраин — сети «народных» кинотеатров специально для проката только отечественных фильмов. Хороших и разных. И не важно, один зритель сидит на сеансе, десять или тысяча, главное, чтобы там крутили независимо от коммерции только наше кино. Невзирая на доходность. Чтобы и дешевле, и семьей можно было в кино пойти… В масштабах страны, говорят кинематографисты, не так уж дорого станет. Правда, идея эта многим кажется утопической в нынешней ситуации. Однако заниматься ею стоит, пусть опять едут по городам и весям актеры, режиссеры, сценаристы, пусть будут творческие встречи – и народ обязательно откликнется. Говорили же когда-то: дескать, театр умирает. А на самом деле театр прекрасно живет. И кино сможет. Кинотеатр должен стать настоящим культурным центром!
Участники беседы в редакции не могли не вспомнить про «экспансию» пресловутого попкорна, поселившегося в наших кинозалах. Ну не могут люди, воспитанные нормальным кинопроцессом, спокойно слышать во время сеанса чавкающего рядом соседа… Тут никакой «артхаус», извините, в голову не полезет… Как считает Ирина Мотыль, такому жвачному зрителю, кажется, вообще безразлично, что смотреть, он просто пришел развлечься. Эта мода также заимствована с Запада, с одной поправкой: там поглощают бутерброды только на уличных показах, когда люди смотрят фильмы, сидя в автомобилях… Вернется ли в наши кинозалы зритель, если там не будут жевать-жевать-жевать?.. Да еще при наличии телевидения и возможности посмотреть любое кино, не вставая с дивана…
В то же время есть еще просвещенный и просто умный, чуткий зритель, жаждущий добротного «своего» кино. При всех небеспочвенных разговорах о падении нравственности и духовности. Этот зритель с благодарностью воспринимает картины добрые, честные, «с сердцем». Как оставленную нам всем в наследство последнюю ленту В. Мотыля, которую сегодня его дочь, выполняя завет отца, сама возит по России. Ирина Мотыль при этом печально говорит, что на широкий прокат не рассчитывает. Сказал бы кто-нибудь такое про фильмы Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» и «Звезда пленительного счастья» лет этак двадцать назад… Спасибо, что хоть для интеллигенции Ставрополя просмотр картины «Багровый цвет снегопада» устроили в киноклубе краевой Лермонтовской библиотеки.
Разговор этот, однако, завершился с нотками оптимизма и надежды. Да, сегодня в киноотрасли больше проблем, чем достижений. «Большие перемены не обошлись без бед,» – это слова из стихотворения, которое прочел под занавес встречи В. Новиков. Да, с прокатом надо что-то решать, не может он быть сплошь коммерческим. Но поскольку есть огромная потребность в народе, есть люди, горячо желающие эту потребность удовлетворить, значит, остается шанс на реальное возрождение киноискусства. Чем не национальный проект? А фестиваль «Панорама нового российского кино» как первую ласточку этого проекта надо сделать традиционным и регулярным.
23 ноября 2010 года