Вячеслав Сергиенко: Пью ставропольскую воду из-под крана
- Вячеслав Станиславович, мы исходим из того, что сто дней до или после - это какая-то точка отсчета. Вы себя после стодневки ощущаете марафонцем, спринтером? Кем?
- Вряд ли, конечно, спринтером. Ситуация на предприятии сложилась достаточно непростая. И забег на короткую дистанцию (если использовать спортивную терминологию) никак не получится. В любом деле нужно движение вперед, а это определенный процесс. В нашем случае это процесс не сильно пролонгированный по времени, но и не очень короткий. Сами размеры предприятия, его объемы, статус и значимость не позволяют говорить о том, что можно мимоходом и мимолетом все сделать, отчитаться, быстренько свернуться и почивать на лаврах. В «Ставрополькрайводоканале» можно будет говорить о каких-то результатах либо направлениях движения только после определенного периода времени – когда дадут результаты предпринятые шаги. Так что, скорее всего, это все же марафон, но марафон достаточно динамичный. Расслабляться тоже нельзя, нельзя сидеть и думать, что дело само наладится или само поправится. Это невозможно в нынешней ситуации.
- Да, хозяйство у вас немаленькое. С удивлением обнаружила, что водопроводная сеть Ставрополья даже больше, чем в Москве. Там около 11 тысяч километров. А система водоснабжения «Ставрополькрайводоканала» - более 15 тысяч километров. Если вытянуть все водопроводные трубы в одну линию, то…
- Получится треть расстояния вокруг земного шара по экватору.
- То есть на каждого работающего, включая управленческий персонал, приходится 180 километров труб. При таких масштабах кажется немыслимым вообще навести порядок. А вы верите, что сможете это сделать?
- На этот вопрос сложно ответить. Я достаточно скептически отношусь к своим возможностям и способностям. Мне всегда кажется, что есть плеяда людей, которая что-то сделала бы лучше, чем я, и, может быть, правильней. Но с учетом шестилетнего опыта работы в отрасли (до недавнего времени В. Сергиенко возглавлял МУП «Водоканал» города Ставрополя. – В. Л.) можно говорить, что проблемы для всех предприятий этой отрасли, по сути, одни и те же. Просто в масштабах «Ставрополькрайводоканала» они, конечно же, гораздо масштабнее. И, скажем так, емкость у них гораздо больше, чем даже в краевом центре. Сравним хотя бы по одному параметру - соотношению длины сетей. Если в крайводоканале это более 15 тысяч километров, то в Ставрополе всего 850 километров. Разница в разы. Удаленность ряда филиалов тоже создает определенную проблему для оперативного реагирования и регулирования деятельности предприятия. К таким масштабам, признаюсь, привыкаю трудно. Разный статус и разные состояния у того предприятия, где я работал, и у того, которым руковожу сейчас.
- Каким было ваше первое распоряжение в новой должности?
- Самое-самое, честно сказать, не помню. Но одним из моих первых шагов в должности генерального директора стало стремление привести распорядок работы предприятия к единому знаменателю. Сегодня мы, включая все филиалы и головное предприятие, начинаем и заканчиваем работу в одно время. Уверен, что это удобно и для потребителей, и для сотрудников.
- И все-таки получится или не получится? Вы верите в то, что ваше предприятие может стать доходным?
- Должно получиться, если вы имеете в виду наладить работу предприятия. А что касается доходов, то «Ставрополькрайводоканал» – это не то предприятие, где можно рассчитывать на достижение весомых коммерческих успехов. По той простой причине, что предприятие имеет жестко выраженную социальную направленность и говорить о зарабатывании здесь огромных денег не приходится. И еще один существенный момент, о котором многие не знают. «Ставрополькрайводоканал» уравнивает экономические интересы потребителей. Край у нас в части водоснабжения и наличия источников сложный. В связи с этим в ряде районов экономически обоснованный тариф на воду должен составлять 160 -180 рублей за кубометр. А в Кочубеевском районе, ряде других муниципальных образований – более шестисот рублей. Это с учетом протяженности, сложностей при технологической очистке воды, других затрат. Поэтому в такой ситуации говорить о том, что предприятие может быть прибыльным, достаточно сложно.
А прибыль, если она будет заработана, должна вкладываться в развитие предприятия. При нашем уровне рентабельности, который нам установлен – а это всего два процента, немыслимо нормально целенаправленно развиваться. И говорить о расширенном воспроизводстве просто невозможно. Хотя, на мой взгляд, производственные процессы можно выстроить или отладить так, чтобы оно стало если не доходным, то как минимум самодостаточным и неубыточным. И за это надо бороться, к этому надо стремиться: чтобы те средства, которые закладываются в тариф, в полном объеме собирались либо (в случае неплатежей) взыскивались. И, соответственно, разумно перераспределялись и вкладывались в развитие и совершенствование предприятия.
Более того, социально значимая направленность предприятия накладывает определенные обязательства и на собственника предприятия – на правительство края. Комитет жилищно-коммунального хозяйства СК активно участвует в работе предприятия и помогает ему. Нам регулярно выделяются материалы для проведения аварийных работ, техника для замены автотранспортного парка, используются и другие предусмотренные законодательством методы положительного влияния на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
- Помогает вам учредитель - хорошо, вы сами работаете - хорошо. А что можно сделать со старыми сетями, для поддержания которых в год надо ремонтировать не менее 450 километров? Вы ремонтируете около 80. Есть ли выход из этого тупика?
- Проблема, безусловно, есть. Для того чтобы предприятие функционировало нормально, необходима замена 3,5-4 процентов общей протяженности сети ежегодно. В прошлом году заменили 145 километров. Это треть от того, что нужно. Больше мы не можем и, наверное, не сможем в ближайшие год-два. Но резервы есть. Сегодня пока не отрегулирована и не развивается работа по замене сетей и коммуникаций со стороны муниципальных образований, что по закону является их обязанностью и заботой. Руководители муниципальных образований, извините, спихивают эту заботу либо на плечи правительства края, либо на плечи нашего предприятия: вы занимаетесь этим – ну и занимайтесь.
- И как занимаетесь? Достаточно ли эффективно?
- Конечно, эффективность - это еще одна проблема, о которой необходимо говорить. Она, безусловно, должна повышаться. Эффективность - это механизм для увеличения объема работ и капитального ремонта. Мы знаем наши возможности и уже разработали меры, которые внедряются или будут внедрены в самое ближайшее время. Одна из них - программа оптимизации кадрового состава предприятия, в соответствии с ней до конца года будет сокращен ряд вакансий и должностей, которые свидетельствуют о том, что штат предприятия, скажем так, несколько растянут. Мы немножко сгруппируемся в этом плане. Плюс эффективное и разумное использование ресурсов и инструментов, которые нужно и можно привлечь. В первую очередь речь идет об инвестициях. Мы будем стараться использовать привлеченный капитал для своей основной деятельности. Например, в прошлом году предприятие получило инвестиционный кредит под гарантии правительства края на сумму более ста миллионов рублей. Так что основной рецепт движения вперед – это эффективность деятельности.
- Но никакая эффективность невозможна, если не учитывать такой фактор, как потребители. Мы, потребители, люди не очень хорошие. И не всегда сознательные. Стремимся то не заплатить, то сделать что-нибудь со счетчиками, чтобы заплатить меньше. Одно время говорили: вот поставим в домах, квартирах, на предприятиях счетчики - и все будет хорошо. Оказалось, что счетчики - это не панацея…
- В этом направлении все равно работать надо. Люди считают, что, заняв в вопросах водоснабжения позицию: моя хата с краю, они правы. Это ошибочное мнение, его надо менять. И это тоже наша забота – предприятия и структур власти на местах. Если раньше получалось воровать у государства, то сегодня ситуация потихонечку меняется. Жители многоквартирных домов, позволяя себе не оплачивать потребляемую воду, по сути, воруют уже не у государства, а у соседа по лестничной клетке. А если абонент, который живет в частном доме, или коммерческое предприятие приняли решение необъективно отражать объем потребляемой воды, то они тоже воруют: либо у самого предприятия, либо у тех людей, которые через это предприятие водой пользуются. Ведь общедомовые приборы учета не обманешь.
- По законодательству до 1 января 2012 года такие приборы должны быть установлены во всех многоквартирных домах. После этого срока будут приниматься санкции в отношении тех, кто эти приборы не установил. Каково положение с учетом и контролем на Ставрополье?
- К сожалению, понимание нужности и полезности общедомовых приборов учета находится в зачаточном состоянии как со стороны жителей многоквартирных домов, так и со стороны органов власти на местах. Позиция такая: вам надо – вы и делайте. Но сегодня в более вы-игрышной ситуации как раз те главы муниципальных образований, которые обращают внимание на эту проблему и стараются согласованно, с участием нашего предприятия ее решать. Потому что она более глубока и более сложна, чем кажется на первый взгляд. И рано или поздно в случае невнимания к ней приведет к определенным негативным социальным последствиям, прежде всего для руководителей муниципальных органов власти на местах. От местной власти хотелось бы видеть более пристальное внимание к проблемам водоснабжения. Часто мы видим противоположное отношение – потребительское. А вода – это тот ресурс, который должен быть у человека круглосуточно. Но для этого нужно выполнить комплекс работ с участием именно муниципальных образований.
- Вячеслав Станиславович, а давайте поговорим о круглосуточных заботах именно потребителей, жителей городов и сел, которым вода «Ставрополькрайводоканала» нужна круглосуточно. И поговорим именно с потребительской, или, скажем другими словами, обывательской точки зрения. Много разговоров о том, что вода на Ставрополье дорогая. И, наверно, поэтому все больше и больше людей устанавливают внутриквартирные счетчики. Утверждают, что это выгодно. У меня дома счетчики стоят давно, но никак не решусь их опломбировать. В прошлом месяце провела эксперимент: записала показания за октябрь. На двоих получилось меньше девяти кубометров. А плачу по нормативу больше. Кстати, какой норматив водопотребления у нас в крае?
- Норматив определяется от наличия определенных социальных условий у потребителя: водоснабжение централизованное, горячая вода поступает по теплотрассе или через газовую колонку. В разных городах и селах он разный.
- Для примера возьмем Ставрополь.
- В Ставрополе норматив 9,064 кубометра воды на человека в месяц.
- Получается, я переплачиваю вдвое. Вы заинтересованы в том, чтобы люди, которые не ставят счетчики, переплачивали?
- Заинтересованности в этом, безусловно, нет. Мы больше заинтересованы в том, чтобы посчитать то количество воды, которое реально поставляется. Как показывают расчеты, количество воды, потребляемой многоквартирным домом, с учетом общедомого прибора учета и частично установленных квартирных счетчиков, меньше, чем там, где установлен только общедомовой счетчик. В Ставрополе были прецеденты, когда после установки общедомого прибора учета количество потребляемой воды стало в два с половиной раза больше, чем рассчитывалось исходя из нормативов.
- Откуда же берется перерасход?
- Это и незаконно проживающие, и воровство, и факты неконтролируемых утечек в подвалах и на вводах. То есть отсутствие позиции хозяина и позиции собственника. Там, где управляющие компании, ТСЖ и сами жильцы проводят мероприятия по экономии и учету воды, в течение одного–двух месяцев расход воды снижается… даже в два раза. Пользуясь случаем, хочу обратиться к жителям края, к нашим потребителям: добросовестно и вовремя платите за воду! Это позитивно скажется и на состоянии предприятия, и на водоснабжении каждого абонента. Ведь все неконтролируемые расходы, связанные с воровством и неуплатой, безусловно, перекладываются в тариф.
- То есть он становится дороже для каждого из нас.
- И сказываются на качестве водоснабжения в целом.
- А у вас не возникает желание отключать воду неплательщикам? Я понимаю, что задаю несколько провокационный вопрос. По действующему законодательству это невозможно… Но и законодательство может устаревать. Оно принималось тогда, когда не было альтернативных источников воды. Сейчас они есть – это бутилированная вода. То есть никто не умрет от жажды… И нет ли у вас желания обратиться, например, в Госдуму края, чтобы она выступила с законодательной инициативой: не платят – отключать. Ведь ныне существующие методы как бы и не действуют так, как хотелось бы. Миллионные суммы исков, которые и горводоканал Ставрополя, и «Ставрополькрайводоканал» не могут взыскать даже по решению суда, говорят именно о правовой неэффективности борьбы с неплательщиками. Нет ли у вас желания, скажем так, «задушить» неплательщиков?
- Конечно, желания «задушить» нет. Если «задушим», то кто нам будет платить? Это шутка. Но есть и второй момент. Жажда – это еще не все. Дело и не в том, что мы часто сталкиваемся с хамовитым, грубым неплательщиком. На самом деле категория сознательных и убежденных неплательщиков не превышает 10 процентов от общего количества. Это, безусловно, немало, но предприятие делает все, чтобы процесс этот нормализовать и работать в нормальной правовой плоскости. Ежегодно «Ставрополькрайводоканал» подает более 5500 исковых заявлений на взыскание задолженностей с неплательщиков. И здесь правовой механизм действует. Но есть и откровенные хищения, незаконные подключения к сетям предприятия. Делается это скрыто, целенаправленно и рецидивно. Здесь какой механизм нужен? А с неплательщиками мы справляемся.
- Но создается впечатление, что как-то вяло…
- Это не от нас зависит. Например, к абоненту – юридическому лицу – мы можем применять механизм ограничения водоснабжения при наличии двухмесячной задолженности. К физическому лицу – не раньше чем через шесть месяцев.
- Сроки более чем либеральные.
- Конечно. Когда зашло уже так далеко, наша юридическая служба ориентирована на то, чтобы выстроить процесс оплаты задолженности в цивилизованных рамках, даже не доводя до суда.
- Есть и еще одна проблема, на мой взгляд. Не менее часто, чем об установке счетчиков, на Ставрополье говорят о плохом качестве ставропольской воды…
- Это заблуждение, достаточно серьезное заблуждение. Обратите внимание: разговоры возникают тогда, когда на горизонте маячит перспектива принятия какого-то решения или грядут какие-то пертурбации. То есть эту карту разыгрывают непорядочно, и зачастую люди, преследующие личные цели. А этого делать ни в коем случае нельзя. Потому что чревато непредсказуемыми последствиями.
Сегодня можно смело утверждать: вода в Ставропольском крае достаточно хорошего качества. Жители Кавминвод пьют воду реки Кубань, которая отличается стабильным и нормальным качеством. Она поступает и из Эшкаконского водохранилища, куда стекает с гор. В Ставрополе источник питьевой воды – Сенгилеевское водохранилище, которое является естественным отстойником, надежным и прочным. То есть при соблюдении технологий очистки и обеззараживания, за что мы ручаемся, вода, которую мы пьем, нормального качества. Иногда только состояние сети негативно влияет на качество воды. Наша вода жизнеспособная, ее можно спокойно пить из крана.
- А вы и ваша семья дома пьете воду из крана или через фильтр прогоняете?
- Нет, я фильтром не пользуюсь. Проработав несколько лет в системе водоканала, я полностью уверен в качестве воды.
- И последний вопрос: сложно ли вам работать?
- Не буду скрывать, сложно. Потому что какое-то время в силу определенных обстоятельств «Ставрополькрайводоканалу» не уделялось должного внимания. За последние годы предприятие потеряло часть активов, которые ему принадлежали. Это основные средства, базы, линейные участки. Эта тенденция существует по-прежнему и направлена на отчуждение имущественного комплекса предприятия, короче говоря, есть притязания на наше имущество. Но мы будем стараться не допустить этого в интересах всех жителей края, в интересах собственника «Ставрополькрайводоканала» – правительства Ставропольского края. Но проблема есть. И она достаточно серьезная.
Впрочем, коллектив предприятия обладает сильным потенциалом. Основная масса людей работает здесь по многу лет. Недавно, например, отмечали тридцатилетие работы на предприятии главного инженера. И таких трудовых династий у нас много. Это тоже показатель. Люди умеют работать, хотят работать. И результаты, я уверен, будут.
Вопрос о сложностях работы я задала неспроста. Один из старожилов «Ставрополькрайводоканала» подсчитал, что после Николая Хадзакоса (а он ушел на пенсию в январе 2005 года) на предприятии отметились 22 генеральных директора. С Вячеславом Сергиенко мы эту тему практически не обсуждали: некорректно. Он только обмолвился: «Спасибо всем руководителям, которые были до меня и которые в меру своих сил и возможностей попытались предприятие хотя бы сохранить и выстроить его работу». Ему эту работу продолжать.
13 ноября 2010 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
