Как служат солдатские матери
Каков он, нынешний призыв, на взгляд председателя краевого комитета солдатских матерей и семей военнослужащих Татьяны Мундеренко?
В кабинете Татьяны Георгиевны всегда много посетителей. Вот и мама одного из солдат-«срочников» сильно обеспокоена и постоянно вытирает глаза носовым платком – ее сына, проходящего военную службу в другом регионе, почему-то положили в психиатрическую больницу. Женщина недоумевает, ведь ее мальчик, уходя служить, был здоровым. Мать не знает, что и думать – может быть, его сильно избили и нанесли серьезные ранения? В любом случае неизвестность хуже любой правды. Т. Мундеренко успокаивает женщину, поднимает трубку телефона и связывается с главным врачом больницы. Потом звонит командиру воинской части. Такое участие не на словах, а на деле, причем, в режиме он-лайн, успокаивает потерявшую голову родительницу и вселяет уверенность. Татьяна Георгиевна, закончив переговоры, советует ей непременно ехать к сыну и уже там во всем досконально разобраться, тем более что поддержка комитета ей гарантирована. Женщина, поблагодарив, уходит. Теперь у Мундеренко появилось время для беседы с корреспондентом «СП».
Татьяна Георгиевна рассказывает, что краевой комитет солдатских матерей перед осенним призывом внимательно ознакомился с состоянием сборного пункта крайвоенкомата. Способен ли он будет качественно и беспрепятственно «пропустить» через себя около 18 тысяч ребят, приглашенных на медкомиссию, из которых призовут 4800? Чисто ли на территории комиссариата, везде ли порядок? В частности, в туалете и казармах. Кстати, несколько лет назад призывники спали в казармах одетыми на лежанках с дерматиновым покрытием. Сегодня к их услугам кровати и (обязательно!) комплекты свежего постельного белья. Во время призыва, особенно осеннего, могут случиться любые погодные казусы, и ребятам придется какое-то время находиться на сборном пункте. На такой случай предусмотрено около тысячи спальных мест и столько же комплектов постельных принадлежностей (комитетом проверено!).
Впервые рекрутам на руки выдали инструкцию, где прописаны их права и обязанности: что можно приносить с собой, что нельзя, как нужно вести себя, чтобы не нажить неприятностей.
- Подобные инструкции были и раньше, – замечает Мундеренко. – Только теперь их отпечатали и выдали ребятам на руки. Казалось бы, мелочь, но, я не сомневаюсь, она будет иметь ощутимый положительный эффект. Думаю, это очень правильное решение и жалоб со стороны призывников и их родителей станет намного меньше.
Некоторое беспокойство у членов комитета солдатских матерей вызвала смена организации, которая будет теперь готовить завтраки, обеды и ужины призывникам (к прежней-то привыкли, и если проблемы возникали, то давно уже нашли способы решения). Каково теперь будет качество продуктов и питания? Можно не сомневаться, что солдатские матери за этим очень пристально проследят. К слову, Татьяна Георгиевна просила напомнить родителям призывников, что их сыновей весьма сытно кормят на сборном пункте три раза в день, поэтому нет смысла запихивать в рюкзаки килограммы мяса, пирожков и овощей. Голодными «дети» не останутся – это факт.
Мундеренко остановилась также на некоторых глобальных вопросах, волнующих комитет. Например, не увеличится ли срок службы? По информации генерального штаба ВСРФ, «пока остается один год». Будут ли призывать студентов? Тот же генштаб извещает (правда, с тем же неопределенным «пока») – «нет, не будут». Дальше – продолжит ли экспериментально практиковаться территориальный, а не экстерриториальный принцип прохождения службы, за который долго и упорно «воевали» родители?
- Комитет пришел к выводу: на данный момент наши парни к этому просто морально не готовы, – говорит Татьяна Георгиевна. – Яркий пример: весной 500 человек из края остались служить в одной из воинских частей, дислоцирующихся сейчас на территории бывшего «летного» училища в Ставрополе. И что же? С апреля и по сегодняшний день – это непроходящая головная боль как командиров, так и комитета солдатских матерей. Что там творится? Дедовщина, неуправляемое поведение некоторых военнослужащих. Например, частые самоволки: перемахнул через забор – и домой! Папы, мамы приезжают на машинах и увозят своих чад «на побывку». А другие родители, наоборот, просят нас помочь перевести сыновей «куда-нибудь подальше», поскольку их регулярные посещения домашнего очага с непременным «затариванием» продуктов для сослуживцев и просьбами о возрастающих суммах наличными несколько нервируют.
Кстати, что касается дедовщины в армии вообще, то сейчас наблюдается настоящий всплеск казарменного насилия – лишь в нынешнем году оно возросло более чем на треть. И, по наблюдениям экспертов, в большинстве случаев связано с этническими и религиозными факторами. В Вооруженных силах ищут выход и как варианты решения проблемы – создание военной полиции и планируемое формирование войск по моноэтническому и моноконфессиональному принципу, когда в подразделениях будут служить люди одной национальности или приверженцы одной религии.
В краевом комитете солдатских матерей уверены, что в 18 лет ребята должны становиться взрослыми, а как воспитать настоящего мужчину, если он не испытает разлуку с отчим домом и тем самым не научится по-настоящему ценить свою малую родину? А тут еще с нынешней осени будет практиковаться сопровождение призывников родителями до места службы.
- Понятно, в детский сад можно за ручку малыша привести, и даже в первый класс. Но в армию?! Это что ж за солдат тогда получится? – возмущается Мундеренко.
Татьяна Георгиевна настаивает на том, что воспитание настоящего воина начинается именно в семье, но огромнейшую роль здесь должна играть и школа. У комитета солдатских матерей есть соответствующая программа и опыт, которыми женщины готовы поделиться с учителями, но, к сожалению, они не всегда и не у всех находят понимание.
Во время призыва, несомненно, возникнет немало серьезных вопросов как у будущих защитников Отечества, так и у их родителей. Т. Мундеренко всегда на связи: те, кому общение с ней остро необходимо, знают не только ее рабочий (35-36-81), но и сотовый телефон. Кроме того, в понедельник и пятницу председатель комитета ведет прием в кабинете № 205 в здании краевой Думы. В остальные же дни она и другие солдатские матери несут свою службу на сборном пункте крайвоенкомата.
20 октября 2010 года