Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае А. Селюков ответил «Яблоку»
Вот что, в частности, думает омбудсмен: «Жаль, что за годы пребывания в Экспертном совете Вы не разобрались в сути деятельности Уполномоченного по правам человека, – отмечает А. Селюков, – а потому необоснованно обвиняете власти в том, за что их следует благодарить, что и делают тысячи граждан, которые обращаются к Уполномоченному и, как правило, находят у него помощь в решении своих проблем.
Учреждение и содержание государственного органа, каким является Уполномоченный по правам человека в крае, в соответствии с Федеральным Конституционным Законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» является правом, а не обязанностью органов власти субъекта Федерации.
Кстати, такие органы имеют пока только две трети субъектов РФ. В трети из них власти регионов не торопятся учреждать контролера за собой в вопросах соблюдения прав и свобод человека.
Ваши утверждения о якобы моей «зависимости от властей края», «имитации бурного обсуждения кандидатур на сайте губернатора» явно вам подсказаны, ибо вы знаете, что это не так и фактически, и по закону. В статье I краевого закона об Уполномоченном записано: «Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам».
За восемь лет работы на меня никто из представителей исполнительной и законодательной ветвей власти края ни разу даже не пытался оказывать давление. В то же время мой высокий статус позволяет мне при наличии поводов и оснований проверять законность и справедливость действий любого должностного лица края.
Логика политической борьбы лишает Вас объективности в оценке того, что происходит. По-Вашему, плохо все, что делает власть. И даже тогда, когда власть готова поделиться ею с оппозицией. Как, например, при выборе кандидатуры на пост Уполномоченного.
В соответствии с краевым законом правом выдвижения кандидатуры Уполномоченного обладают губернатор края и депутаты. Если бы они заведомо хотели, как вы считаете, видеть меня на этом посту в третий раз, то ничто не мешало им действовать без обращения к общественности. Ничто! Предложение кандидатур происходило через сайт губернатора, и это не миф, а реальность. В числе их были и те, кого Вы считаете достойными. И не какие-то, как вы пишете, виртуальные, а вполне реальные, юридически легитимные общественные органы рекомендовали губернатору кандидатуру Уполномоченного.
В вашем понимании демократия – это когда выбирают вас или того, кого хотите вы. Если нет, то это уже фарс. Вы, думаю, умышленно обходите молчанием факт, что выборы проходили на альтернативной основе. После добровольного снятия одним из претендентов своей кандидатуры в списках для тайного голосования оставались два кандидата. Соотношение голосов при подсчете итогов тайного голосования более чем убедительно показало, умеет ли губернатор слышать народ. За предложенную им кандидатуру из 42 депутатов высказались 39, два против, один бюллетень признан недействительным.
Но даже такой итог вас не убедил. Для вас демократично только, если бы избрали тех, кого предложили вы. Я высоко ценю вашу культуру и интеллект, но вынужден сказать, что с политической культурой или объективностью у вас есть проблемы.
Что касается навязываемой читателю мысли, что «…защищать народ – значит, стать в оппозицию к власти, …менять ее суть, …добиваться системных изменений», не могу согласиться с вами. Это задача партий, политических движений, проф-союзов. Задача Уполномоченного – защищать права конкретного человека от произвола чиновников. Мы это делаем, и вы признаете, что успешно.
Количество и характер обращений граждан свидетельствуют о нашей востребованности населением. Не стану утомлять вас статистикой, приведу ее лишь за последние 2 года. В 2009 году мы рассмотрели 3899 обращений, что на 17% больше, чем в 2008 году. В текущем году число их продолжает расти. Однако заметно проявляется позитивная тенденция, число обращений, где мы фиксируем нарушения прав и свобод, снижается, что свидетельствует о положительных тенденциях в деятельности властей. Об эффективности нашей деятельности свидетельствуют многочисленные благодарственные письма за помощь. Нам не раз удавалось добиваться по обращениям граждан не только ремонта квартир или дорог, выплаты заработной платы или пособий, получения гражданства, исполнения судебных решений, устранения надуманных бюрократических преград, но и спасать честь и свободу десятков лиц, незаконно задержанных, арестованных и даже осужденных.
Подробно об этом сказано в ежегодных докладах Уполномоченного, поэтому не вижу необходимости повторяться.
Сожалею, что своим интервью вы не добавили авторитета ни себе, ни своей партии».
24 сентября 2010 года