Капитальный ремонт школы в хуторе Садовом оценили в 5 млн. рублей
Сейчас обстановка вроде бы нормализовалась. Все учащиеся из Садового регулярно посещают базовую Сенгилеевскую школу № 8, директор которой Татьяна Гейнц утверждает, что ребят доставляют в село на двух школьных автобусах. Мальчишки и девчонки постепенно адаптируются к новым условиям. Большой прибыли, несмотря на «подушевое» (слово-то какое!) финансирование, новые ребятишки школе не принесут. Но и обузой не станут…
А вот в самом хуторе по-прежнему неспокойно. У опустевшей школы лежат увядшие букеты цветов, которые 1 сентября ребята возложили на крылечко. А на доске одного из классов через закрытое окно можно увидеть выведенную детской рукой фразу: «Мы любим свою школу!!!».
Беседовал я и с учителями хуторской школы (теперь уже бывшими), и с родителями, чьи дети ежедневно ездят в Сенгилеевское. Труднее всего приходится первоклашкам: они вынуждены вставать в шесть утра, чтобы успеть на автобус. Заставить малышей рано завтракать – проблема. В базовой школе решают вопросы с питанием «пришлых».
Непросто приходится педагогическому коллективу и техперсоналу закрытого образовательного учреждения: в общей сложности по сокращению уволили четырнадцать человек, существенно пополнив хуторской отряд безработных.
- Похоже, «похоронят» наш хутор, - говорит Наталья Надточий, бывший завуч, учитель русского языка и литературы. - А что тут хоронить-то осталось? Клуб давно закрыт. Главным очагом культуры была школа: тут и выборы проводились, и чествование ветеранов, и встречи Нового года, и свадьбы, случалось, здесь же справляли… Точно так же «самоликвидировался» располагавшийся неподалеку от Сенгилеевского хутор Сладкорубленый. И начиналось все с закрытия школы…
Такая перспектива жителей Садового не устраивает. Вот почему Виктория Воеводко, Алла Начикова, Валентина Сосновская и еще несколько родителей учащихся обратились в Ленинский районный суд Ставрополя с иском к министерству образования края, администрации Шпаковского района и муниципальному образовательному учреждению (школа № 8). Требования таковы: обязать мин-образования СК включить хуторскую школу в перечень аварийных объектов для софинансирования капитального ремонта из федерального бюджета в 2011 году, районную администрацию – подготовить проектно-сметную документацию и расчет затрат на ремонт здания, а руководство СШ № 8 – осуществить его ремонт.
Суд первой инстанции своим решением иск хуторян удовлетворил в полном объеме. Но в законную силу это решение не вступило: минобразования СК и администрация Шпаковского муниципального района подали в краевой суд кассационную жалобу. Каковы же мотивы?
Начальник отдела образования Шпаковского района Людмила Тарабыкина утверждает, что проблема заключается в отсутствии средств и в образовательной политике федерального центра. Деньги на ремонт и содержание малокомплектных школ выделяются весьма неохотно. Причина – пресловутое «подушевое» финансирование. Так, в год на содержание одного ученика предусмотрено двадцать тысяч рублей. По муниципальным школам эти средства распределяет своим решением глава администрации района. Не поровну: чтобы обеспечить полноценное функционирование малокомплектной школы, на каждую «душу» требуется примерно пятьдесят тысяч рублей. Значит, приходится «отнимать» деньги у крупных школ – здесь на каждого ребенка остается по семнадцать тысяч…
Такая вот арифметика, полный курс которой мы проходили в советские времена. Тогда тоже укрупняли колхозы, сносили «неперспективные» хутора и деревни. Вместе со школами, фельдшерскими пунктами, клубами. Медики и учителя бежали в города «на какую-нибудь» работу.
Впрочем, чему, собственно, удивляться? Не так давно глава Минобразования России Андрей Фурсенко заявил, что в российских школах сейчас на двести тысяч учителей больше, чем необходимо. «У нас не более десяти учеников на одного учителя, тогда как в Европе это соотношение 15 к одному. В результате учителя придумывают себе дополнительные занятия и часы», – сказал министр и предложил сократить двести тысяч школьных педагогов.
Вот так-то! Давненько, наверное, не бывал министр Фурсенко в сельских школах, где треть учителей – пенсионеры. И не потому что за место свое держатся – заменить их некем. Молодежь (особенно парни) в педагогические вузы идет без большой охоты. А если и идет, то, получив высшее образование, старается осесть в городе. В сельскую глубинку ее калачом не заманишь. А уж после такого заявления министра…
Но вернемся к проблемам Садового. Эксперты оценили капитальный ремонт хуторской школы в пять миллионов рублей.
- Это первоначально, - поправляет Л. Тарабыкина. - Сейчас сумма возросла почти в полтора раза: придется полностью разбирать стены, укреплять фундамент… Но все равно будем пытаться включить этот объект в перечень аварийных. Хотя надежды на федеральное софинансирование мало, курс на сокращение малокомплектных школ пока не меняется…
Чтобы изменить этот «курс», жители Садового направили предложения Президенту России...
Завершая разговор, я спросил у Людмилы Тарабыкиной о судьбе хуторского детского сада. Он ведь тоже находится в аварийном состоянии, половина здания уже закрыта…
- Детсад будем ремонтировать за районные средства, - твердо пообещала начальник отдела образования…
Так хочется верить…
17 сентября 2010 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
