Что изменится с принятием нового закона об обязательном медицинском страховании
- Инна Николаевна, разработчики законопроекта во главе с Минздравсоцразвития России утверждают, что после реформы именно пациент станет главной фигурой в системе ОМС. На основании чего делаются такие выводы?
- Закон о медицинском страховании граждан действует в России с 1991 года. Декларативность ряда его норм не соответствует сегодняшним реалиям, поскольку не обеспечивает должный уровень социальной защиты населения.
Новый законопроект в совокупности с разработанным и уже активно обсуждаемым в медицинских кругах проектом основ об охране здоровья граждан вступит в силу с 1 января будущего года и должен обеспечить доступность и реальную бесплатность для населения гарантированного объема медицинской помощи, повысить ее качество. Пациент станет активным участником правоотношений по обязательному медицинскому страхованию. Речь идет, в частности, о праве граждан на информацию, выбор страховой организации и ее замену, выбор медицинской организации и врача, получение медицинской помощи на основе федеральных стандартов и возмещение причиненного вреда.
Сегодня страховую компанию выбирает не застрахованный гражданин, а его работодатель или орган исполнительной власти. Законопроект предоставляет индивидуальное право выбора страховщика. Это заставит страховые компании «повернуться лицом» к пациентам, активизировать свою работу по защите их прав, информированию. На этом рынке должны будут остаться только те из них, кто имеет наиболее устойчивую финансовую основу (предусмотрено увеличение уставного капитала страховых компаний) и наиболее активно взаимодействует с застрахованными. Кроме того, на фонды ОМС возлагается обязанность размещать объективную информацию о деятельности страховых компаний, их рейтингах в доступных для граждан источниках СМИ.
- В законопроекте планируется введение страхового полиса единого образца. Какие проблемы это поможет решить?
- Полис единого образца не требует замены при смене страховой медицинской организации или прекращении договора страхования. Будет создана единая база данных обо всех выданных полисах. Это будет удобно и для медицинских организаций.
- По новому закону в систему ОМС смогут входить медицинские организации любой формы собственности. Что это изменит для пациентов?
- Это позволит повысить конкуренцию на рынке медицинских услуг и, как следствие, ориентирует медицинские организации на улучшение качества оказываемой помощи, которое, между прочим, подразумевает не только качество диагностики и лечения, но и условия, в которых лечатся пациенты.
Хотя нужно отметить: нормативных запретов на работу в системе ОМС медицинских организаций частной формы собственности не существует и сейчас.
- Как известно, при желании «лечить» можно и совершенно здоровых людей. Не получится ли так, что в систему ОМС включится слишком много недобросовестных медучреждений?
- Просто взять все лечебные учреждения независимо от их формы собственности и включить в систему ОМС нереально, поскольку количество государственных финансовых средств ограничено. Речь идет о плановом объеме медицинских услуг, что регулируется системой государственного и муниципального заказа. К тому же не факт, что все частные лечебные учреждения захотят войти в систему ОМС. Сегодня тариф в системе ОМС включает только пять статей, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи, – зарплату персонала с начислениями, питание, медикаменты и приобретение мягкого инвентаря. Остальные расходы – коммунальные, транспортные, расходы по содержанию имущества и прочие – несет собственник лечебного учреждения. Очевидно, не каждую частную медицинскую организацию такая схема финансирования устраивает.
- В любом случае систему ОМС сначала надо «наполнить» деньгами, чтобы бесплатная медицинская помощь стала реальностью. Президент России уже сообщил, что будут увеличены страховые взносы с работодателей. Как вы это оцениваете?
- Мера непопулярная, но необходимая. Увеличение ставки страховых взносов позволит увеличить доходы системы ОМС в 1,7 раза. Кроме того, планируется утвердить единые нормативы взносов по страхованию неработающего населения из средств регионов.
Для выравнивания финансовых условий обеспечения дотационных регионов при Федеральном фонде ОМС будет создан специальный резервный фонд. Формироваться он будет из средств, поступающих в бюджет фонда в связи с увеличением ставки страховых взносов с 3,1 до 5,1%.
Сегодня многие лечебные учреждения находятся в аварийном или требующем капитального ремонта состоянии, не имеют достаточного оборудования. Сконцентрированные в этом резерве средства в 2011-2012 годах будут направлены на модернизацию здравоохранения. Через два года средства, дополнительно поступающие в систему ОМС, предполагается направлять уже на повышение тарифов и финансировать больницы, поликлиники по полному тарифу.
- На каких наиболее значимых направлениях Ставропольский краевой фонд ОМС планирует акцентировать свое внимание?
- Одним из приоритетных направлений для нас станет повышение эффективности вневедомственного контроля качества оказания медицинской помощи. Защита прав застрахованных по-прежнему ставится во главу угла.
Мы намерены провести серьезный анализ существующих тарифов и, возможно, повысить их, добиваясь того, чтобы они обеспечивали затраты медицинских организаций и стимулировали их к совершенствованию оказания помощи пациентам.
И конечно, совместно с министерством здравоохранения Ставропольского края мы будем продолжать начатую в 2009 году работу по реструктуризации лечебной сети края, которая должна соответствовать потребностям населения и нашим финансам. Когда за пациентом будут «идти» деньги, а количество коек и штаты медицинских организаций будут оптимальными, тогда деньги ОМС будут эффективно расходоваться, обеспечивая развитие здравоохранения.
7 сентября 2010 года