Поэт, критик, публицист и учитель Дмитрий Быков о школе
Как хотите, а по нынешним временам, когда педагогика объявлена чуть ли не уделом неудачников, это явление необычное. Поэтому во время недавней командировки первый вопрос я задала ему именно об этом.
- Дмитрий Львович, а зачем вам работа в школе, почему вы это делаете?
- Я просто люблю это занятие, не могу себе в нем отказать. А может быть, наследственность сказывается. Мать у меня довольно известный московский словесник, до сих пор преподает.
- Вы заканчивали педагогический вуз?
- Нет, отделение литературной критики факультета журналистики МГУ. Литературу, как говорится, более-менее знаю... Кроме того, я гораздо лучше выдумываю тексты, когда проговариваю их вслух. Поэтому мне нравятся какие-то концепции, идеи генерировать, когда я разговариваю с детьми. Да и потом они сами довольно занятные вещи говорят, это подталкивает к каким-то собственным находкам. Я, скажем, опубликовал в прессе их варианты продолжения «Преступления и наказания», это было весьма интересно.
- Преподаете в обычной школе?
- Школа частная, но совершенно обычная, не слишком элитная. Расположена в обычном московском районе.
- Значит, вы неплохо современных детей знаете. Тем более и своих собственных - трое. У вас есть ощущение, что в школе сейчас происходят какие-то необратимые вещи, что она куда-то проваливается? О чем нам рассказал, к примеру, недавний скандальный сериал.
- Вы имеете в виду «Школу»? На мой взгляд, это очень качественный сериал, который бьет тревогу в обществе и замечательно рассказывает об отвращении к жизни и к людям, часто свойственном подростковому возрасту. Режиссер Гай Германика в силу разных причин на психологическом, внутреннем уровне сохранила мироощущение, соответствующее подростковому. Вот она и снимает фильмы с точки зрения этого возраста. Но это вовсе не значит, что реальное состояние школы действительно таково.
- А каково оно по-вашему?
- Мне кажется, о кризисе чаще всего говорят те, кто чего-либо не умеет. О кризисе романа - те, кто не умеет писать романы; о кризисе преподавания - те, кто не умеет преподавать. Школа, на мой взгляд учителя литературы, испытывает трудности только в одном плане. Закончилось тысячелетие человеческой культуры - очень значимое тысячелетие. Оно породило целый комплекс проблем, который русская литература отражала. Сейчас эти проблемы перестали быть актуальными. Они ушли вместе с тем временем. Очень остро стоит вопрос адаптации в школе художественных текстов - толстовских, тургеневских, блоковских.
- Дети уже языка, на котором эти тексты написаны, не знают...
- Не сказал бы, слушают они и стихи, и прозу с удовольствием. Но просто не понимают, почему происходящее в этих книгах вызывало такие страсти.
- Из-за чего Анна Каренина бросается под поезд, а Раскольников сам себя загоняет на каторгу...
- Попытка им это объяснить кажется мне очень интересной. Почему, например, проблема Раскольникова стояла так остро? Почему, вообще, так остра проблема сверхчеловека в русской литературе? Очень важно с ними об этом говорить, но уже не как об актуальных вещах, а в историческом плане, как о чем-то отошедшем.
- Но, углубляясь в это, вы как учитель не вполне «поставщик услуг». Ведь школа нынче государством объявлена местом оказания услуг, и многие учителя испытывают от этого растерянность. Им всегда, во все времена, не слишком много платили, но они готовы были работать почти на энтузиазме, поскольку - как и врачи, мне кажется - ощущали некую свою миссию. Нравственную, творческую. Сейчас их этой миссии лишают. Тех, кто постарше, это глубоко обижает. Молодые реагируют по-своему. Мне, например, рассказывали о молодой «классной даме», которая на первом же родительском собрании говорит: я вам не только номер своего домашнего телефона не скажу, но и номер сотового не дам. Хотите узнать что-то о своих детях, приходите в школу во время уроков. Все, что после уроков - мое личное время и принадлежит мне...
- Я учитель и сын профессионального учителя. А профессионалы никогда не считают себя мессиями, это в наши обязанности не входит. Точно так же учителя никогда себя поставщиками услуг не считали, и никто нас таковыми объявить не может. Я свою роль вижу в том, чтобы объяснить детям, что русская литература - это не мертвый музейный массив, пусть даже наступил и новый век, новое тысячелетие, а такая, пусть древняя, но очень полезная штука, которую нужно знать, чтобы избежать в своей жизни многих проблем. Очень трудно увидеть в этой работе что-то мессианское. Скорее, я считаю себя педагогом в древнегреческом смысле. Во времена Древней Греции это был раб, провожающий ребенка в гимназию. Вот я такой педагог - приставленный к ребенку, чтобы ему не было слишком страшно. Что касается вашего примера с молодой учительницей, то это глупость обычная. Я номер своего мобильника не скрываю, в критических ситуациях мои ученики могут мне позвонить. Не панибратски, поздно вечером, а когда без моей помощи действительно не обойтись. Кстати, и они мне помогают, когда у меня, к примеру, в Москве презентация, и я знаю, что есть желающие ее сорвать .
- Вы считаете, что гуманистическая составляющая, присущая российским педагогам в прошлом веке, может сохраниться в школах в веке нынешнем?
- Я не назвал бы ее гуманистической. Назовем ее личной. Но она, конечно, должна сохраняться.
20 августа 2010 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
