Игорь Былим: как сохранить психическое здоровье детей и педагогов
– О проблемах внутри школы сегодня говорят и пишут очень часто. Один из примеров – нашумевший телесериал «Школа». От каких психологических проблем, по вашему мнению, сегодня страдают ученики и педагоги?
– Я не открою ничего нового, сказав, что прежде всего это непонимание внутри школы – между учителем и школьником. Кроме того, есть непонимание и со стороны родителей. На конференции мы как раз об этом говорили: согласно последним исследованиям, 35 процентов пап и мам вообще не знают, что, кроме образования, может дать школа их детям. Если перечислять основные психологические проблемы, то нужно назвать и работу с трудными детьми. Зачастую педагоги воспринимают ленивых, упрямых, небрежных учеников как «плохих» и просто ругают их. При этом мало кто подозревает, что такое поведение – это начальные проявления какой-либо болезни. Учителя должны обладать знаниями, чтобы уметь замечать первичные симптомы отклонений, а не принимать их за банальное хулиганство. А в среде педагогов главной проблемой сегодня является эмоциональное выгорание.
– Что значит синдром эмоционального выгорания на взгляд психиатра?
– Это довольно обобщенное определение хронического негативного психического состояния. Постоянная тревожность, стресс наблюдаются у работников образования не месяц и не два, а длительное время. В науке это состояние относится к третьей стадии стресса, что практически означает истощение. Главное, что оно не проходит внутри личности, а проецируется на окружающих и прежде всего на учащихся. Через несколько лет работы в школе преподаватель выгорает, ему становится неинтересно. Он превращается в раздражительного, нервного человека. Все это деформирует личность ребенка. И само собой, влияет на учебный процесс: как в таком случае ожидать от школьников активности, трудолюбия и высоких оценок? Кстати, в США после пяти лет работы в школе учитель не допускается к выступлению в суде в качестве свидетеля, потому что он не может быть объективен. Синдром эмоционального выгорания характерен не только для педагогов, но и для представителей других профессий, которые постоянно должны проявлять о ком-то заботу. В том числе от этого страдаем и мы, врачи.
– Получается, те, кто выбрал самые гуманные профессии, рано или поздно неизбежно «выгорают»?
– Нет, можно долго и успешно работать, профессионально не выгорая. Возможно, мои простые советы кого-то удивят. Элементарных правил здорового образа жизни никто не отменял, и педагоги, как и все мы, должны стараться правильно организовывать отдых и досуг, рационально пользоваться своим временем, следить за здоровьем. А чего ждать от психологического состояния, если не высыпаться, есть на ходу и мало двигаться? Не стоит выходить на работу во время простуды, пропускать профилактические осмотры и «лечить» стресс алкоголем. Людей без проблем нет, но здоров только тот, кто умеет их решать. Поэтому педагог должен уметь справляться с психологическими проблемами. Для этого необходимо знать особенности своей личности, регулярно заниматься психоанализом, проходить тренинги, снимающие синдром эмоционального выгорания. Психологи, психиатры и психотерапевты готовы помочь в этом учителям. Поэтому на конференции мы презентуем свои программы и методы преодоления этого синдрома.
– Игорь Анатольевич, а как сами педагоги относятся к термину эмоциональное выгорание. Принимают ли?
– Его существование признают все, но выходить из этого состояния мало кто готов. Многие попросту не могут взять себя в руки. К тому же очень мешает гордыня. Признать свое внутреннее бессилие, перестать передавать свое нездоровье другим и обратиться за помощью – вот что, на мой взгляд, самое трудное для педагогов.
26 мая 2010 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
