В хуторе Новоивановском Курского района открыли памятник погибшим воинам в канун 65-летия Победы
– Территория района, – рассказывает сотрудник районной администрации Надежда Криштопа, – стала ареной жесточайших сражений. С августа 1942 по январь 1943-го район оккупировали фашисты. В 43-м на «Огненном рубеже» (так называется сегодня линия в бурунной степи) были остановлены фашисты, рвавшиеся к бакинской нефти. Здесь (согласно историческим справкам) сражались до миллиона советских солдат и крупные моторизованные немецкие части. Во время боев на территории района погибли более 30 тысяч бойцов Красной армии. Прах их покоится в 56 захоронениях. Только в братской могиле хутора Дыдымкин погребено более девяти тысяч воинов – представителей практически всех кавказских республик.
Границы бывшего хутора Кизилов сегодня охраняет бронзовая фигура воина, которого жители района нарекли Алешей. По некоторым данным, на поле, где стоит бронзовый Алеша, в 1942-1943 годах захоронены свыше шести тысяч защитников Родины. На «Огненном рубеже» также воздвигнут памятник. За всеми памятниками, братскими могилами ухаживают школьники, жители сел, хуторов.
– В канун 65-летия Победы, – продолжает Н. Криштопа, – проведена большая работа по ремонту, реставрации памятников, обелисков. Особая благодарность тем, кто по собственной инициативе взялся за их восстановление.
…Осень 42-го. Под покровом ночи группа советских разведчиков выдвинулась с хутора Кизилов. У хутора Новоивановского они попали в засаду. Завязался неравный бой… Тела разведчиков местные жители смогли похоронить. Позже, после освобождения района от фашистов, в братскую могилу сюда же, в Новоивановское, были перенесены останки других воинов. Солдатам-освободителям поставили памятник.
Тут нужно сделать отступление от темы и рассказать о Новоивановском и его жителях. В хуторе с чисто русским названием живут преимущественно… грузины. Так повелось издревле. И, вообще-то, для Курского района это явление скорее типичное, чем исключительное. На курской земле нашли вторую родину армяне, греки, турки-месхетинцы и представители многих других народов. И еще славятся куряне тем, что весьма независимы в своих суждениях и делах. И всегда поступают по совести. Вне зависимости от политической конъюнктуры. И курские грузины такие.
Все послевоенные годы не одно поколение новоивановцев бережно ухаживало за памятником, пыталось выяснить имена погибших. А были и настоящие подвижники «поискового дела». Один из них – председатель районного РОСТО Александр Башарули. Еще в 1995-м он принимал активное участие в реконструкции воинского захоронения, готовил материалы для «Книги памяти». Именно его активность позволила установить многие имена погибших и пропавших без вести жителей Новоивановки. Но со временем памятник «состарился», обветшал.
За два года до 65-летнего юбилея Победы у жителей хутора появилась идея реконструировать памятник погибшим воинам. Но получилось так, что и старый памятник был перенесен на другое место, и на братской могиле появился новый гранитный обелиск. Его открытие состоялось седьмого мая
– В разработке проекта памятника, его изготовлении, – рассказывает Н. Криштопа, – самое непосредственное участие приняли работники Терского районного суда КБР Виктор Хуштов, Владимир Орсаев. Они же провели большую работу по установлению родственников солдат, погибших в годы войны, защищая Курский район. Не остались в стороне, внеся посильную материальную помощь, и жители Новоивановского. Основные материальные затраты по созданию памятника легли на руководителя ООО «Арагви» Виктора Хаделашвили, жителя района Василия Цамалаидзе и индивидуального предпринимателя из города Терек КБР Хасана Шомхова.
Проще говоря, инициатором этого благородного дела стала грузинская диаспора района. Многие ее члены, кстати сказать, были против того, чтобы называть их фамилии в газете: не для того старались!
И на самом деле, не для того. Особенно же важно это сейчас, когда отношения России и Грузии, мягко говоря, теплотой не отличаются. Когда в самой Грузии, в Кутаиси, демонтировали мемориал воинской славы погибшим в Великой Отечественной войне, Российский МИД назвал это действо «актом государственного вандализма». ООН приняла резолюцию, в которой осудила снос памятников советским воинам. Конечно, отчитываться за снос памятника Грузия перед Россией не обязана, это действо можно расценить и как направленное на пересмотр итогов Второй мировой войны.
Куряне победу своих предков пересматривать не намерены. И если в Грузии памятник воинам сносят, ссылаясь на его плохое состояние, то в Новоивановском и старый отремонтировали, и новый обелиск воздвигли.
…Затерявшиеся в Курских степях хутора Новоивановский, Киров и другие – давно уже не многолюдные поселения. Но их жители умеют чтить память защитников Родины. И там, где проходили ожесточенные бои, еще много работы для поисковых отрядов. Степные курганы еще хранят тайны…
12 мая 2010 года