09:39, 16 апреля 2010 года

Автолюбительница отсудила у ставропольского автосалона 80 тысяч рублей

«Завтраки» для автомобилиста

Напомним суть дела. В начале минувшего года сотрудник специальной астрофизической обсерватории, что в поселке Нижний Архыз Зеленчукского района Карачаево–Черкесии, София Митронова, рассудив, что в кризисные времена есть смысл избавляться от наличности, решила вложить деньги в покупку личного автотранспорта. Выбор пал на практичную и сравнительно недорогую Сhevrolet Lanos. Ближайший дилерский центр, торгующий этими моделями, как выяснилось, расположен в Минеральных Водах. Им оказался местный филиал ставропольского ООО Торгово–промышленная компания «Рубикон» – салон «Альфа Кар КМВ». Однако все оказалось не так просто: выяснилось, что Сhevrolet Lanos нужного цвета находится в Москве, и придется подождать месяц.

Месяц так месяц, решила женщина и подписала договор купли–продажи авто стоимостью 315 тысяч рублей. В тот же день – 27 января 2009 года – она внесла предоплату в сто тысяч рублей. «Правда, в договоре было прописано, что покупатель обязуется внести 50 процентов от стоимости автомобиля. Но менеджер тогда посоветовал не обращать на это внимания: мол, хватит и меньшей суммы», – говорит София. Ровно через неделю она полностью рассчиталась с автосалоном: внесла в кассу оставшиеся 215 тысяч, оплатила страхование КАСКО (это еще 16,5 тысячи «целковых») и ответственное хранение (6,3 тысячи рублей). Последнее, кстати, значилось обязательным условием. Со своей стороны дилер обязался передать С. Митроновой заказанный автомобиль не позднее чем через месяц, то есть в конце февраля.

Однако ни в указанный срок, ни через два, три и даже четыре месяца обещанной машины София не получила. Сотрудники салона постоянно ссылались на проблемы с доставкой авто. А на письменные претензии неизменно следовал ответ, что, поскольку внесенная в день заключения договора предоплата была менее 50 процентов от стоимости автомобиля, дилер оставляет за собой право сдвигать сроки выдачи авто по своему усмотрению. Вернуть деньги салон был готов лишь на том условии, если покупательница оставит ему 50 тысяч рублей. Такова «завязка» этой истории. Продолжение же она получила следующее.

Потребительская правда

Устав от бесконечных «завтраков», София Митронова обратилась в Промышленный суд Ставрополя – по месту регистрации головного предприятия ООО ТПК «Рубикон». В исковом заявлении она настаивала на расторжении договора и возвращении ей затраченных средств. Возможно, именно это заставило дилера «зашевелиться». В конце июня Софии, наконец, предложили забрать ее авто. Итого ожидание вместо заявленного месяца растянулось на пять (!). Машину возмущенная покупательница забрала, но судебное разбирательство прекращать не стала, решив довести дело до конца. По совету адвокатов она скорректировала исковые требования, попросив взыскать с компании неустойку за нарушение сроков поставки товара (согласно закону о «Защите прав потребителей» за каждый день просрочки покупатель может потребовать полпроцента от суммы предварительной оплаты товара), компенсацию за пользование чужими денежными средствами, возмещение морального вреда и расходы на услуги представителя. Всего почти 220 тысяч рублей.

Представители «Рубикона», как и следовало ожидать, с такой постановкой вопроса не согласились. Единственная выплата, на которую может рассчитывать покупательница, по их мнению, – это неустойка за неисполнение сроков поставки автомобиля. Пять месяцев ожидания и нервотрепки они оценили всего в 3155 рублей. Все потому, что пресловутый договор купли–продажи оговаривает гораздо меньший размер пени – одну десятую процента от стоимости товара за каждый день просрочки.

Тем не менее спор все же выиграла потребительница. Сначала районный, а затем и краевой суд встал на ее сторону. Типовой договор автосалона был признан противоречащим закону «О защите прав потребителей» в той части, где оговаривается величина пеней за неисполнение сроков поставки, а значит, недействительным. В общей сложности Софии Митроновой удалось отсудить у дилера 83 тысячи рублей. «Да, были уменьшены размеры компенсаций за просрочку и моральный вред. Пришлось потратить немало времени и нервов, – признает она. – Но, согласитесь, овчинка стоила выделки».

Синица в руках

К сожалению, случаев, когда потребителю удается столь успешно отстоять собственные права, пока совсем не много. Чего греха таить, обычно мы ограничиваемся банальной перебранкой с продавцом и обещаниями найти управу на эту «шарашкину контору». На судебное разбирательство решается далеко не каждый: слишком затратно и по времени, и по деньгам. Однако зачастую это единственный способ восстановить справедливость. Тем более когда речь идет о серьезных финансовых потерях.

Что же касается споров ставропольцев с автосалонами, то прошлый год оказался особенно богат на них, констатируют специалисты. Счет жалоб на автодилеров, поступивших в отдел по защите прав потребителей краевого управления Роспотребнадзора, шел на десятки. Претензии в основном касались нарушений сроков поставки машин, а также навязывания клиентам сборов сомнительной законности. К примеру, в некоторых автоцентрах в обязательном порядке взымалась комиссия за ответственное хранение товара. Специалисты Роспотребнадзора доказали, что это противоречит законодательству. Ряд нарушителей были оштрафованы. А один из клиентов ООО АСК «Дримкар» через суд вернул себе эти комиссионные деньги. Впрочем, хитроумные дельцы нашли выход из ситуации, попросту переименовав назначение сбора. Теперь он проходит в договорах строкой «за доставку». Законность подобного способа отъема денег у населения в настоящее время проверяют юристы Роспотребнадзора.

Наплыв дел по спорам между потребителями и автодилерами отмечают и мировые судьи. Причем отчетливо прослеживается тенденция: большинство подобных разбирательств закончилось мировым соглашением сторон. Скажем, заявляет человек в исковых требованиях взыскание с салона неустойки в размере 50 или 70 тысяч рублей плюс возмещение морального вреда. А в итоге соглашается уладить дело миром и отозвать иск за 15 тысяч отступных. Возможно, и это неплохое решение проблемы: лучше уж синица в руке...

Беда в том, что секретов, как уберечься от попадания в автоловушку, не существует, утверждают эксперты. Покупатель вынужден играть по правилам, устанавливаемым дилерами. При этом ситуация на Ставрополье осложняется тем, что рынок новых иномарок у нас по сути монополизирован. Покупатель фактически становится перед выбором: либо соглашаться на откровенно драконовские условия местных салонов, либо отправляться на поиски «железного коня» в соседние регионы, где, дилеры, как говорят, более лояльны к своим клиентам.

«Автодраконы»
Газета «Ставропольская правда»
16 апреля 2010 года