Рояли, на которых играли Рахманинов и Прокофьев есть в Кисловодске
В небольшом, но уютном концертном зале музея в стеклянных витринах самые разные старинные инструменты. И только изумительный белый рояль стоит отдельно, привлекая особое внимание посетителей. Несколько раз в неделю в зале собираются посетители: слепые и слабовидящие учащиеся школы №18 и Кисловодского медицинского колледжа, подопечные центра соцзащиты, местные меломаны, отдыхающие со всех концов страны. Вот кто–то из пианистов открывает крышку рояля и с благоговением ставит пальцы на клавиши из слоновой кости, которых, возможно, касались великие мастера.
Немецкая фирма Блютнера первый рояль изготовила в 1854 году. Через два десятилетия она уже считалась одной из лучших в Европе. Юлиус Блютнер поставлял рояли ко дворам императора России Николая II, английской королевы Виктории, германского императора Вильгельма II, саксонского короля Георга и даже турецкого султана Абдул–Хамида II. По сохранившемуся на деке номеру кисловодского рояля научные сотрудники музея определили, он изготовлен примерно в 1914 году. Считается, лучшему на Юге России концертному залу весьма дорогой рояль подарил крупнейший поставщик музыкальных инструментов Юлиус Циммерман. Правда, с условием: каждый музыкант, открывая крышку рояля, должен был объявлять, что это – дар Циммермана.
– Поскольку белый «Блютнер» был лучшим роялем в Курзале, на нем, вероятно, играли бывавшие в Кисловодске Рихтер, Гилельс, Прокофьев, Шостакович, Рахманинов, Скрябин и Сафонов, – говорит главный хранитель фондов музея Государственной филармонии на Кавминводах Лилия Федотова.
Одно время белый рояль оказался в забвении, и на нем уже почти поставили крест. Но, к счастью, нашлись люди, убежденные, что старинный инструмент еще послужит людям. «Блютнер» отреставрировали, и он стал украшением Госфилармонии.
В соседнем «сафоновском» зале музея царствует больших размеров концертный рояль фирмы Якоба Беккера – официального поставщика двора Его Величества Императора Всероссийского. Первое, что бросается в глаза, – хрустальная крышка. Сквозь нее неискушенный посетитель, вроде меня, с восторгом разглядывает бесчисленные колки и струны огромного инструмента, медную надпись с «ятями». И только из рассказа экскурсовода становится ясно: главное достоинство рояля вовсе не хрусталь, а резонансная дека, изготовленная из столетних горных елей. Древесные волокна направлены по длине рояля. Такая конструкция деки требует много очень дорогого и редкого материала, а потому встречается редко.
Документальных свидетельств, как этот рояль оказался в Кисловодске, не сохранилось. Но есть версия, которую хранители музея считают весьма правдоподобной. Мол, у выдающегося пропагандиста классической музыки графа Александра Шереметьева на Кислых Водах была дача. Со своими артистами Александр Дмитриевич давал общедоступные концерты не только в Санкт–Петербурге, но и во многих городах России, а также и в Кисловодске. Вот и привез он на дачу концертный рояль. Но грянула революция, граф эмигрировал во Францию, а рояль, вероятно, экспроприировали и передали в один из санаториев. Увы, там о ценности инструмента не догадывались. И лишь спустя более полувека рояль обнаружили в подвале санатория имени Орджоникидзе. Увы, в бедственном состоянии. Администрация Госфилармонии его купила, отреставрировала. И теперь, почти каждый из гастролирующих пианистов пробегает пальцами по клавишам выдающегося инструмента.
12 февраля 2010 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
