00:00, 22 января 2010 года

Выделение Северо–Кавказского федерального округа из ЮФО закономерно

Принятие решения о создании восьмого федерального округа говорит о новом качестве общественно–политических отношений на Северном Кавказе, о преодолении масштабных геополитических и этнополитических рисков. Определенный уровень стабильности достигнут в системе отношений власти, местного самоуправления, политических партий, общественных объединений. При этом весомым фактором всей системы общественных отношений продолжают оставаться фамильные, клановые, тейповые, диаспорные связи, которые реализуются и в позитивных, и в негативных проявлениях.

В Ставропольском крае накоплен существенный политико–управленческий опыт в сфере этнических и этноконфессиональных отношений, миграции, формирования национально–культурных институтов гражданского общества, институционализации казачества. Здесь развиты стратегии и тактики взаимодействия с республиками региона, функционируют их представительства.

В этих условиях логичен состав нового округа, так как включенные в него республики отличаются сходством судеб, традиций и менталитета народов, общими путями социально–экономического и политического развития в постсоветский период. Вместе с тем каждая республика и каждый народ отличаются своеобразием интересов, особенностями позиционирования в межрегиональном диалоге и в общении с федеральным центром.

Назначение А. Хлопонина – также оптимальный управленческий ход, так как он не включен в клановые и фамильные структуры, не отягощен весом местных ментальных предрассудков. Вместе с тем перед ним стоят масштабные задачи политического и административного плана. Их решение во многом будет зависеть от постижения полномочным представителем специфики региона в целом и каждого субъекта в отдельности.

Формирование нового ФО обязывает Ставропольский край к реализации новых политико–управленческих стратегий и тактик в диалоге с республиками Северного Кавказа и с федеральным центром.

Сегодня в Пятигорске налицо поступательная динамика развития, факторами которой являются безопасность, уникальность, престиж. Фактор безопасности определяется этнополитическими особенностями региона. Он обуславливает инвестиционную привлекательность Пятигорска и является необходимым контекстом плодотворного функционирования города. Фактор уникальности определяется выгодным географическим и геополитическим положением города. Блестящие рекреационные характеристики составляют основы для приоритета Пятигорска. Прибавьте сюда особое историческое наследие, имеющее международное признание. Фактор престижа определяется статусом курорта федерального значения, а также развитой городской инфраструктурой, разнообразной социальной палитрой, широким этнокультурным ландшафтом. В городе проживают около 210 тысяч человек, действуют 30 санаторно–курортных учреждений, 16 вузов и филиалов, множество учреждений культуры, развита сеть услуг, бизнеса и предпринимательства, площадок коммуникаций, досуга и развлечений.

В Пятигорске работают 13 национально–культурных общественных организаций, заметную роль в общественных отношениях играет казачество. Давно и плодотворно действует Дом национальных культур, в городе есть база для бизнес – и делового туризма, для проведения совещаний, конференций и форумов различного масштаба.

Придание Пятигорску статуса столицы Северо–Кавказского ФО открывает новые перспективы для развития города и позиционирования его в межрегиональных и международных отношениях. В известном смысле «столичный проект» для Пятигорска является своеобразным «олимпийским проектом».

Майя АСТВАЦАТУРОВА. Доктор политических наук.

Майя АСТВАЦАТУРОВА
«Восьмой федеральный на старте»
Газета «Ставропольская правда»
22 января 2010 года