Буденновский народный театр «Заря» и его режиссер отметили юбилеи
В историю коллектива «Зари» навсегда вписаны страницы ее собственной биографии: здесь когда–то играла мама, чьим любимым произведением была «Бесприданница» Островского:
– Не случайно же она назвала меня именем главной героини, – улыбается собеседница.
Без сцены Лариса тоже не смогла. После окончания школы «путевку» в жизнь получила из народного театра: режиссер Адиль–Гирей Хадарцев, возглавлявший коллектив, зря пытался вразумить девушку – она так мечтала об актерской карьере, что поехала поступать в Москву в Щукинское театральное училище. В «артистки» Ларису не взяли, а на режиссерском отделении Марк Захаров, принимавший экзамены, посоветовал абитуриентке сначала поработать в культуре, а потом уже поступать ...
Жить в столице и тогда было непросто: мама предупредила, что даже в случае большой удачи на экзаменах помочь дочери удержаться в Москве не сможет, ведь на руках оставались еще двое детей. Словом, как и большинству провинциалок, знаменитая «щука» ей все равно оказалась бы не по зубам.
Но все эти обстоятельства не смогли заставить Ларису отказаться от мечты. Отучившись два года в кооперативном техникуме, поступила в Ростовское училище искусств – успевала и работать, и прилежно учиться. А когда вернулась в родной город, ее взяли в Дом культуры заведующей детским сектором, предложив организовать кукольный театр: «Вы же все равно режиссер, значит, и с куклами сможете работать...».
– Убеждать кого–то, что это разные направления, было бессмысленно, – вспоминает Лариса Андреевна. – Когда собрала ребят, нам купили комплект перчаточных кукол, и вскоре спектакль «Лисичка–сестричка» занял первое место на городском фестивале.
Лариса Коноплева быстро поняла, что жизнь людей творческих редко бывает благостной. В ДК проработала недолго — ползарплаты приходилось отдавать за съемную квартиру. Когда дипломированного режиссера пригласили в Дом пионеров, предложив полторы ставки и два детских коллектива, она не отказалась.
Жилье в старом фонде без особых удобств она получила как раз в канун 25–летия «Зари» вместе с очередным предложением возглавить театр.
– К тому времени, намаявшись по съемным квартирам, была рада и своему углу, и новой интересной работе, – рассказывает Л. Коноплева. – Театру нужно было подтверждать звание народного, и для водевиля «Беда от нежного сердца» специально сшили костюмы.
Ребята–студийцы ее не подвели: можно сказать, Лариса Андреевна пришла в Дом культуры со своим коллективом, готовым играть на сцене любой репертуар. Вернулись в театр и «ветераны». Многие спектакли проходили тогда с аншлагом. Самодеятельные артисты не только выступали на сцене, но и были частыми гостями трудовых коллективов. Наиболее удачные постановки народного театра его поклонники хорошо помнят до сих пор – пьесы «Трибунал» А. Макаенка, «Приговор» М. Варфоломеева, «Про Федота–стрельца — удалого молодца» Л. Филатова, «Дачный роман» Б. Рацера и В. Константинова, «Моя жена — лгунья» С. Моэма. Репертуар, в котором преобладал «легкий» жанр комедии, Лариса Андреевна подбирала не только с учетом актерских талантов, но и зрительской аудитории. Она впервые «проложила» дорогу на сцену Дома культуры доброй мудрой сказке: «Царевна–лягушка» прошла с большим успехом. А потом были и «Аленький цветочек», «Золушка», «Белоснежка и семь гномов». Сейчас уже без сказки не обходится ни один сезон.
За двадцать пять лет режиссерской деятельности Ларисы Коноплевой к театру душой прикипело более ста самодеятельных артистов: многие из них оставили о себе добрую память, а Никифору Семеновичу Чекусову, Ивану Стефановичу Городскому и Надежде Антоновне Тимченко были присвоены звания народных артистов самодеятельного художественного творчества.
– Есть актеры от Бога, – говорит Лариса Андреевна. – Вот, например, учительница Надежда Тимченко (к сожалению, нет в живых) тридцать три года играла в театре, была хорошим наставником для молодежи. Выступали мы как–то в Ставрополе с пьесой «Бегом от инфаркта», в комиссии сидела актриса, которая приняла нашу приму за коллегу и сделала замечание: «Вы не имели права в народный театр привлекать профессионала»!
А сколько талантливой молодежи прошло через «руки» и душу режиссера! Ее студийцы были лауреатами городских и краевых фестивалей: Игорь Чайкин, Ирина Шило, Татьяна Ковязина, Ольга Солодникова, Галина Сандул, Елена Леликова, Алеша Плахин. Заметный след в истории театра оставили Александр Амиров, Ашура Таймасханова, Зинаида Хунгарова, Николай Мелешко, Ирина Заборская, Наталья Цыбина, Дмитрий Приньковский, Елена Рассказова, Лариса Варава...
– Костя Сироткин, сыгравший в «Заре» самые яркие роли, после службы в армии поступил в Санкт–Петербургскую академию театра, музыки и кино. Работает в одном из театров, снимается в кино, – рассказывает Лариса Андреевна. – В северную столицу судьба забросила и Романа Якушова, он тоже теперь актер театра.
Многих талантливых людей за полвека объединила эта большая творческая семья: любовь к сцене у каждого , вспоминая слова великого Станиславского, «из сердца выходит и в сердце попадает». В нынешнем составе труппы шестнадцать актеров. К примеру, Анатолия Черняка с Ларисой Андреевной связывают тридцать пять лет творческой дружбы! В детскую студию он пришел еще подростком, сейчас возглавляет коллектив одного из городских предприятий, но до сих пор остается главным исполнителем почти всех постановок.
– Здесь царит особая атмосфера, которая позволяет отвлечься от многих житейских неприятностей. Театр давно стал для меня смыслом жизни, – признается он.
Александр Симонов в театральную «мастерскую» Ларисы Коноплевой попал совершенно случайно, но уже девятнадцать лет играет характерные роли. С особой эмоциональностью вспоминает о неприятных моментах в жизни коллектива, например, о том, как на волне перестройки приходилось выживать. Почти десять лет народный театр был «невыездным» и финансировался отделом культуры по остаточному принципу – о краевых фестивалях руководителю иногда даже не сообщали. Но что все это по сравнению с тем удивительным миром, погружаясь в который уже не хочется думать ни о каких передрягах!
Проблем и сегодня хватает. Но, пережив не один болезненный кризис, «юбиляр» по–прежнему уверенно держится на плаву: два года назад в ДК появилась детская театральная студия. А пятидесятый сезон народного театра был открыт премьерой Бернарда Шоу «Пигмалион». Лариса Андреевна мечтает поставить «Маскарад» Лермонтова. Это значит, что новая интересная работа ждет не только актеров, но и художника Владимира Целкового, костюмера Варвару Цатурову. «Маскарад» когда–то был дипломной работой режиссера, и проблема лишь в том, что она не может пока найти исполнителя роли Арбенина. Хочется восстановить и «Царевну–лягушку», для которой скоро начнут шить новые костюмы.
Ну уж если костюмы шьются, то театр будет жить!
Буденновск.
22 января 2010 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
