Виктор Писаренко: Село спасет кооперация
Виктор Иванович, как вы чувствуете себя среди профессиональных управленцев, бизнесменов, составляющих сегодня костяк депутатского корпуса?
Мой опыт по большей части некабинетный, а от сохи, так сказать, востребован не меньше, поверьте. И вполне естественно, что я как селянин попросился работать в комитеты, где способен принести больше пользы – по аграрным вопросам и продовольствию и по природопользованию, экологии, курортнотуристической деятельности.
Как вы оцениваете ситуацию в аграрном секторе и какие конкретные законодательные решения, на ваш взгляд, сегодня необходимы?
Начну с того, что на наше сельское хозяйство давит такой груз проблем, одно перечисление которых могло бы занять не одну газетную полосу. И главные из них, на мой взгляд, – это неурегулированность земельных отношений, диспаритет цен, отсутствие нормального кредитования и цивилизованной системы сбыта. Болевые точки всем хорошо известны. Однако системно, то есть прежде всего на уровне Федерации, проблемы не решаются. И в этих условиях, чтобы не допустить окончательной деградации деревни, на первый план выходит задача поддержки, прежде всего финансовой, нашего ставропольского сельхозпроизводителя. В прошлом году на эти цели из краевого бюджета было направлено 1,4 млрд. рублей, что значительно больше, чем в году предшествующем. В бюджете этого года также предусмотрены немалые средства для аграрного сектора 2,5 млрд. рублей.
Однако только финансовыми вливаниями не решить всех проблем. Необходимо создать условия для развития, для роста. Прежде всего подумать о доступности энергоносителей. Ведь это замкнутый круг. С ростом тарифов неминуемо повышается и себестоимость сельхозпродукции. В условиях посткризисных явлений и соответственно снижения покупательской способности населения это не может не сказаться негативно на судьбе как промышленного, так и сельскохозяйственного производства. Чтобы не вернулось то время, когда Россия буквально побиралась по миру, чтобы наскрести денег на пенсии и зарплаты, необходимо своевременно скорректировать экономическую политику, максимально наполнить рынок отечественными товарами, создавать новые рабочие места, чтобы деньги поступали в нашу казну, а не оседали за рубежом, в странах, из которых мы импортируем большинство товаров. Ни с экономических, ни с политических позиций нельзя допускать ситуацию, когда практически отсутствует рынок отечественной сельхозтехники и выпуск тракторов, комбайнов и проч. не покрывает нормативного их выбытия. Очевидно, что государство должно выработать такую политику, чтобы активизировать инвестирование в реальную экономику и прежде всего в те отрасли, продукция которых пользуется спросом. Стране не хватает молока, растительного масла, сахара и других продовольственных товаров. Почему не сосредоточить усилия именно на этом направлении? В конце концов речь идет уже о безопасности страны.
А то больно смотреть, что происходит в деревне. Половина техники, не получая замены, пришла в негодность, каждая третья ферма стоит без скота, более 70% трудоспособного населения села осталось без работы, начали рушиться устои сельской жизни, растут воровство, пьянство.
Но самое опасное, что многие уже не верят в возрождение деревни. И на то у них есть основания. Реформа 19921993 гг. обезземелила бывшие колхозы и совхозы, и теперь хозяйства бывшую свою ниву арендуют у пайщиков и платят за это большие деньги, которые могли бы быть пущены на развитие производства. Можно было бы взять кредит в банке, но нереально оформить займ под залог земли, потому что ее у товаропроизводителя нет. Отсутствие федерального закона об ипотеке земли практически лишает сельхозпроизводителей возможности привлекать сотни миллиардов рублей инвестиций. Если бы была соответствующая правовая основа, то и денег на увеличение объемов производства искать не пришлось бы. Однако столь долгожданный закон, разработанный депутатами Госдумы, «застрял» в правительстве РФ.
Обидно, что взять кредит в банке под залог земли не может и ее владелец, так как располагает неким виртуальным паем, но не участком «с конкретной пропиской». Казалось бы, в ситуации, когда на селе растет армия безработных, выход у крестьянина один: выделить свой надел, объединиться с братом, сватом или соседом и этот увеличившийся клин возделывать, чтобы кормить и горожанина, и свою семью. Но ведь это почти нереально сделать. Федеральные законы «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и «О землеустройстве» предусматривают громоздкую и дорогостоящую процедуру выдела участка в натуре. Целых шесть структур занимаются оформлением необходимых документов. Месяцами ходит селянин по кругу. Противоречивость нормативноправовой базы, недостаточные познания в юриспруденции простых граждан позволяют чиновникам разного ранга манипулировать ситуацией по своему усмотрению. Безысходность не десятков, а тысяч административных дел и судебных разбирательств наводит на мысль, что крестьянина просто пытаются оставить ни с чем.
Более того, даже успешные хозяйства подчас подвергаются такому мощному криминальному экономическому давлению, которого не могут выдержать. Современное название явления – рейдерство. Не секрет, что нечистоплотные дельцы в условиях кризиса еще успешнее используют действущую правовую базу для проведения хитроумных операций по захвату земли и имущества. По инициативе депутатоваграриев краевая Дума уже внесла в Госдуму законодательную инициативу по корректировке российского законодательства о банкротстве с тем, чтобы не допустить массового разорения сельхозпредприятий. Однако пока в федеральной Думе наше предложение не нашло поддержки. А ситуация между тем усложняется. Грустно, но факт: финансовое положение большинства хозяйств в прошлом году ухудшилось. По итогам девяти месяцев 2009 года доля прибыльных хозяйств в аграрном секторе по сравнению с годом предыдущим сократилась с 92 до 82%. Многим элементарно не хватает средств на осуществление текущих платежей, не говоря уже о долгосрочных вложениях в развитие. А ведь рейдерам только того и надо.
Из ваших слов следует, что ключ к решению большинства проблем села находится в федеральном центре. Но ведь и от краевой власти многое тоже зависит?
Безусловно. Нельзя сидеть и ждать, когда приедет человек из центра и решит наши проблемы. Многие вещи виднее как раз отсюда, с места. Взять хотя бы отраслевую структуру нашего сельского хозяйства. В последние годы много восторженных слов было произнесено по поводу рекордных урожаев. Сознательно или нет, но ставка делалась на расширение посевных площадей для производства товарного зерна, прежде всего озимой пшеницы. А развитию других отраслей, к примеру, животноводства, на мой взгляд, уделялось недостаточно внимания. Для устойчивого развития АПК края необходим разумный баланс между основными отраслями сельхозпроизводства. Москва не будет его нам регулировать, это задача краевых властей. Однако в должной степени этого не делается. А что в результате? В прошлом году рухнули цены на зерно, государство изменило политику интервенций на этом рынке и в итоге наступил кризис сбыта. Многим нашим производителям, по большому счету, нечего предложить рынку взамен зерна. Ведь общественное животноводство сведено к минимуму, производство овощей и фруктов не обеспечивает даже собственные потребности края.
В условиях финансовоэкономического кризиса цены в европейских странах не растут, а наоборот, имеют тенденцию к снижению. А у нас же все наоборот. Товары, особенно продукты питания, дорожают. В чем причина?
Их несколько. Но главной, по моему мнению, является то, что производитель продукции, прежде всего мясной и молочной, искусственно отсечен от рынка. Больше всего от этого страдают мелкотоварные производители, фермерские и личные подсобные хозяйства. Крестьянину не пробиться на рынок – кругом бесчинствуют перекупщики. В итоге производители вынуждены продавать выращенное и выпестованное за бесценок. Зато на прилавке покупатели находят эти продукты втридорога. Что вынужден делать крестьянин в этих условиях? Сокращать производство. За три квартала прошлого года количество свиней и коров в личных подсобных хозяйствах сократилось соответственно на 18 и 4,9 тысячи голов. А ведь именно в этой категории хозяйств производится 80% молока от всего краевого объема и сброс поголовья крестьянских буренок компенсировать просто нечем.
В чем видят выход депутатыаграрии?
Думаю, прежде всего в возрождении кооперации – производственной, потребительской, сбытовой. Первый шаг в этом направлении Думой уже сделан. Разработан проект краевого закона о господдержке организаций потребкооперации. Уверен, что его принятие поможет объединить усилия производителей аграрной продукции для продвижения ее на краевой и российский рынки.
16 января 2010 года