В Ставрополе действует опасный несанкционировнный железнодорожный переезд
Зона повышенной опасности
Переезд появился при строительстве железнодорожных путей еще в 70-е годы прошлого века в том месте, где проходила автомобильная дорога. Он не был каким-либо образом оформлен и до сих пор не числится ни в техническом паспорте, ни на балансе собственника путей - ОАО «Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта». Нет спорного объекта и в реестре муниципальной собственности города. То есть официально его просто не существует.
Однако ежедневно рельсы по улице Коломийцева, 1, переезжают десятки грузовых и легковых автомобилей, а также специальных рейсовых автобусов, перевозящих десятки работников - в этом районе краевого центра находятся различные промышленные предприятия. Без преувеличения можно сказать, что каждый рейс сопряжен с риском для водителей и пассажиров (достаточно вспомнить трагедию, произошедшую в январе 2006 года в Краснодарском крае, когда при столкновении «газели» с поездом погибли 22 человека).
В сентябре 2005 года комиссия из представителей нескольких ведомств провела проверку объекта, нашла массу нарушений ГОСТов и СНИПов, а также пришла к выводу, что переезд несанкционирован, его владелец, равно как и хозяин автодороги не установлены.
- Такие сооружения являются зоной повышенной опасности, поэтому во избежание несчастных случаев или трагедий их делают в местах с хорошим обзором. А здесь не обеспечена нормативная видимость приближающегося поезда, - объяснил государственный инспектор ОДИиОД УГИБДД ГУВД по СК Дмитрий Герелесов. - Поскольку объект несанкционированный, то на нем нет всего того, что положено, например, шлагбаума, сигнализации, охраны.
Дали «Миру» шанс
На том, чтобы принять необходимые меры по решению проблемы, неоднократно настаивало ОАО «Мир СК ПЖТ», обращаясь в транспортную прокуратуру Ставрополя и прокуратуру Октябрьского района. Последняя несколько лет назад выдала представление городской администрации об устранении нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. На что муниципалитет отреагировал распоряжением и.о. главы города Андрея Уткина о закрытии переезда.
Однако в 2006 году ООО «ПО Агротехпром» - одно из предприятий, кровно заинтересованных в функционировании переезда - направило заявление в Арбитражный суд Ставропольского края о признании незаконным этого распоряжения. И суд удовлетворил требование заявителя. В свою очередь «Мир» подал жалобу, и кассационная инстанция признала распоряжение А. Уткина снова законным. А посему в 2008 году на спорном участке были установлены запретительные знаки, разобран настил, подъезды с обеих сторон автодороги перегорожены барьерами и на расстоянии двух метров от них вырыты рвы.
Последовали очередные судебные разбирательства: «Агротехпром» отстаивал свою позицию, утверждая, что добраться к производственным объектам, расположенным на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, возможно по единственному пути - железнодорожному переезду. А иначе предприятие будет нести огромные убытки и не сможет выполнить договорные обязательства перед покупателями готовой продукции. Оппоненты же настаивали на том, что безопасность дорожного движения гораздо важнее.
Возможна Техногенная катастрофа
Тут надо уточнить один момент. Дорога к промышленным предприятиям на самом деле не одна. Есть и другая, гравийная - в объезд, длиной в три километра. Правда, проходит она мимо дачного кооператива, и если там будут ежедневно ездить бензовозы к нефтяной компании или длинномерные фуры к колбасному производству, то мало дачникам не покажется. Впрочем, так уже было однажды, когда краевое УГИБДД выдало предписание «Мир СК ПЖТ» ограничить автомобильное движение на переезде. Владелец железнодорожного пути поставил на том месте вагоны, и грузовикам пришлось воспользоваться объездной трассой. Что, естественно, не понравилось дачникам. Садоводы-любители перекрыли движение по гравийке, некоторые даже уселись на шлагбаум, дабы продемонстрировать серьезность своих намерений. Тогда «Миру» пришлось убрать вагоны, а работники промпредприятий засыпали земляные рвы. И все стало по-прежнему.
Помощник Ставропольского транспортного прокурора Константин Немыш уверен, что, если не принять меры по обустройству переезда, могут быть очень серьезные последствия.
- Столкновение железнодорожного транспорта с бензовозом приведет к техногенной катастрофе, в которой пострадают люди, ведь поблизости от этого места расположены жилые дома, - говорит К. Немыш. - Акцент в первую очередь должен ставиться на безопасности населения, а не на финансовых интересах тех, кто эксплуатирует это сооружение.
Кстати, только в нынешнем году на территориии Ставрополья произошли два ДТП, когда рельсы не поделили локомотив и автомобили. Хорошо, что в обоих случаях обошлось без летального исхода, но двое пострадавших все же есть.
Разговор не клеится
Возвращаясь к судебной эпопее, следует, пожалуй, отметить, что на сегодняшний день сложилась любопытнейшая ситуация - по спорному переезду существуют два абсолютно противоположных друг другу судебных решения. Одно, принятое в феврале 2009 года - Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, признающее сооружение несанкционированным, а распоряжение муниципалитета о его закрытии - законным. И второе решение, принятое в марте этого года - Октябрьского районного суда, признающее распоряжение и.о. главы Ставрополя А. Уткина незаконным.
Самое интересное во всей затянувшейся истории то, что в течение нескольких лет никто не хотел и не хочет взять на себя труд оборудовать и обустроить «по уму» злосчастный объект. Ведь если, скажем, это сделает «Мир» (которому железнодорожный переезд совершенно не нужен), то на него и ляжет бремя ответственности, ему и придется тратить немалые деньги, для того чтобы постоянно содержать участок в порядке. Но и «Агротехпром» вместе с другими предприятиями, остро нуждающимися в этой «дороге жизни», тоже не желает вкладываться в «проект».
Юрисконсульт Ставропольского грузового района Армавирского филиала «Мир СК ПЖТ» Олег Минаев добавил:
- Технические характеристики и условия участка не позволяют строить переезд в этом месте, потому что имеющиеся там здания мешают обзору и не позволяют машинисту вовремя отреагировать на непредвиденную ситуацию на железнодорожном пути. Если бы мы даже очень сильно захотели построить сооружение, то нам не разрешит Министерство путей сообщения. К тому же, у нашей организации, как у собственника, нет необходимости в таком объекте, а вложить в него деньги и потом обслуживать, по сути, работая на «чужого дядю» - нет желания.
Помощник Ставропольского транспортного прокурора рассказал корреспонденту «СП», что он старался убедить всех участников спора сесть за стол переговоров и найти, наконец, приемлемое решение проблемы. Однако - тщетно. Каждая сторона уверена в собственной правоте. В том, что «разговор не клеится», убедился и я, когда пытался договориться о встрече с руководством «Агротехпрома». Человек, взявший телефонную трубку, очень удивился: «А о чем беседовать-то? Читайте решение Октябрьского районного суда - там все написано».
P.S. В августе сотрудниками УГИБДД по СК совместно с представителями заинтересованных ведомств была проведена проверка эксплуатационного состояния железнодорожных переездов и подъездных дорог к ним. Выяснилось, что наиболее критическая ситуация сложилась на переездах, обслуживаемых Ставропольской, Георгиевской, Светлоградской и Невинномысской дистанциями пути. Многие недостатки, выявленные еще во время весеннего обследования, остались неустраненными. В связи с чем краевая госавтоинспекция вынуждена повторно предложить закрыть для движения автомобильного и железнодорожного транспорта переезды в Красногвардейском, Изобильненском, Шпаковском, Петровском, Апанасенковском, Предгорном и Кировском районах.
28 августа 2009 года