Людмила Редько о задачах школы в новом учебном году
- Людмила Леонидовна, существует мнение, его высказывает и президент Дмитрий Медведев, что обновление современной общеобразовательной школы ускорится, если в нее придут для преподавательской работы специалисты из других отраслей инженеры, экономисты, творческие работники и т. д. И есть действительные примеры успешной работы в образовании людей без дипломов педвузов, особенно в роли преподавателей информационнокомпьютерных технологий. Имеются и у нас на Ставрополье такие специалисты. Как вы смотрите на подобную инициативу?
К сожалению, это лишь единичные примеры, скорее исключения в современной школьной действительности. Надеяться, что в массовом порядке профессиональные высококлассные специалистыпрактики станут успешными учителями, не приходится. Ведь и до сих пор не было запрета на работу в школе инженеров или агрономов, тем не менее занять сотни вакансий в учреждениях образования пока, кроме выпускников педагогических вузов, никто не торопится. Нельзя серьезно говорить о высокой результативности массовой работы непрофессионалов в современном образовании, тем более в дополнительном или специализированном. Идея заменить любого учителя «хорошим специалистомтехнарем» скорее плохо завуалированное стремление сэкономить за счет диверсификации педагогических вузов и одновременно трудоустроить инженеров, военных и т.д. Понастоящему остро школа нуждается в ученых, способных разбудить страсть к познанию, к науке, ведь учитель не просто передатчик разной информации, бисерно оседающей в головах детей. Современный учитель должен учить осознанно добывать системные знания, воспитывать личность, желающую учиться всю жизнь и быть достойным гражданином собственной страны.
Еще К. Д. Ушинский говорил, что любая реформа в образовании обречена на провал, если в центре ее не стоит учитель. Может быть, незавидная судьба многих образовательных модернизаций и объясняется отсутствием эффективной системы массовой подготовки педагогических кадров нового типа с новыми квалификационными характеристиками?.. Если, как учит восточная традиция, подлинные цели государства действительно определяются тем, кто, чему и как учит детей, то нынешняя образовательная политика России по отношению к учительству должна быть серьезно проанализирована на предмет соответствия стоящих перед ним задач с фактически планируемыми и предпринимаемыми мерами и, конечно, скорректирована. Нужна кардинально обновленная концепция национальной программы подготовки и переподготовки учителей школ и педагогов вузов и ссузов, в которой не должны быть определяющими сиюминутная экономическая отдача и выгода, поскольку качественное образование не может не быть высокозатратным. Общеизвестно, что школа приносит доходы в государственную казну только в долгосрочной перспективе, но ведь только в ней взращивается образованная нация с высокотехнологичным мышлением.
Прошедшей весной произошло сенсационное в мире науки и образования событие, о котором мало сообщали наши СМИ. Президент США Б. Обама собрал в Академии наук США все высшее руководство страны, конгрессменов, руководителей ведомств, виднейших американских ученых, чтобы объявить о новых приоритетах в политике своего правительства. Он заявил, что поскольку только та страна, которая сумеет получить мировое лидерство в науке и образовании, будет в ближайшем столетии лидировать и во всех остальных областях, Америка, даже в эти трудные времена финансового кризиса, выделит на науку более трех процентов ВВП. Отношение наших финансистов к образованию как к досадной нагрузке на бюджет, сфере потребительских услуг, без которых можно и обойтись, приведет к тому, что Россия может стать лишь сырьевым анклавом остального мира и то, только до поры, пока ученые не найдут альтернативные источники энергии и природных материалов.
О педагогических кадрах нового типа... Уже около двух лет говорят о необходимости менять систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, но понять, о каких переменах речь, пока трудно. Ясно только, что прежние структуры действительно устарели...
Разумеется, сложно научить человека принципиально новому, приезжая к нему в старую школу, пользуясь только теоретическими разработками, которые можно захватить с собой, особенно если специалист, который занимается переподготовкой, сам давно не преподает в школе и школьников (либо студентов) лет десять «не видел»... А дети очень изменились. Могли мы думать еще пять лет назад, что пятилетний ребенок будет программировать телефон, а семилетний переписываться по еmail? Стажировка и повышение квалификации сегодняшнего учителя эффективны только на базе самых современных учреждений образования, при обеспечении непосредственной связи обучения с профильной практикой. Есть такой опыт у нас в институте: на факультете переподготовки кадров обучаются управленцы, психологи и узкие специалисты по коррекционной педагогике. Работают с ними преподавателиученые с опытом преподавания и у школьников, и у студентов. Практика организована на базе созданного при институте Центра предшкольной подготовки для дошкольников с особенностями в развитии. Есть возможность увидеть конкретные случаи, освоить новые технологии. Иной подход сегодня непродуктивен.
Как вы относитесь к введению в педагогических вузах двухуровневой подготовки по западному образцу?
Аналога тому, что в результате всех экспериментов выстраивается в России, в мире нет. От первоначальной концепции мало что осталось. Многое частично присутствует в системах профессионального образования европейских стран, но у нас модернизация высшей школы приняла какието причудливые формы. Оценивать их я не возьмусь...
Бакалавриат в педагогическом образовании России приемлем только в отдельных направлениях и то с сохранением того безусловно позитивного, что давал специалитет, в системе которого учились в свое время в педагогическом вузе и мы с вами, и который предоставлял нам право на преподавание двух предметов. Бакалавр может преподавать только один. А большинство школ в России – сельские, где, чтобы получить даже минимальную зарплату, надо иметь хорошую нагрузку, преподавать два, а то и три предмета, тем более что и учителей не хватает. При этом, хотя мы еще не достигли дна демографической ямы, число детей уже ежегодно сокращается, а значит, и заработок учителя будет падать, ведь «деньги следуют за учеником»! Не могу не сказать и о том, что педагогическая практика, которая лежит в основе учительского мастерства, у бакалавров предполагается лишь на последнем курсе в мизерном объеме. В магистратуре же ее нет вовсе, этот этап рассчитан на овладение студентом навыками исследовательской деятельности. Между тем в прежней системе педпрактика начиналась на втором курсе и продолжалась до окончания института.
Как СГПИ пережил набор этого года по результатам ЕГЭ? Кстати, я в последнее время часто вспоминаю нашу с вами беседу на страницах «СП» несколько лет назад. Тогдашний ваш прогноз о том, какая неразбериха будет происходить с документами абитуриентов и их зачислением, к сожалению, сбылся.
А проблемы остались. Так, хотя мы 100 процентов студентов зачислили сразу первым приказом, вряд ли все они уверены в своем выборе. Сомнителен и порядок отбора абитуриентов на местах для поступления в вузы по льготному целевому набору, когда направления получили и избежали конкурса далеко не лучшие выпускники... А как обеспечить нагрузку педагогам, если уже на первых контрольных выяснится, что высокие баллы сертификата ЕГЭ не соответствуют знаниям? Отчислить неуспевающих можно, а заменить некем. Вопросов опять больше, чем ответов.
В конце августа должно состояться совещание ректоров российских вузов по итогам Единого госэкзамена. Вы верите, что к ректорам прислушаются?
Я учитель учителей и должна надеяться на лучшее. Надо верить, надо делать свое дело!
21 августа 2009 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
