О Казанской иконе Божией Матери и возрождении храма говорили с Феофаном
- Уважаемый владыка, около месяца назад у вас состоялась встреча с губернатором края и широким кругом ставропольских бизнесменов, где обсуждались проблемы, возникшие при строительстве Казанского собора. Речь главным образом шла о том, чтобы всем миром содействовать скорейшему завершению затянувшейся стройки. Кажется, взаимопонимание было найдено?
– Да, многие выражали готовность включиться в эту работу. Сразу после нашей встречи пошли пожертвования. Пока не столь большие, от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей, в целом набралось уже почти два миллиона. И видно, что даже в непростой период кризиса люди понимают: не хлебом единым жив человек. И жертвуют вовсе не от избытка, ибо в списке сейчас не самые богатые организации. Помимо организаций есть и индивидуальные жертвователи. Словом, движение есть. И это уже дало возможность оживить строительство с тем, чтобы в ближайшее время над собором появилась кровля. Надеюсь, мы уйдем от вынужденного застоя и начнем быстро продвигаться вперед. Хотелось бы со страниц «Ставропольской правды» поблагодарить всех, кто уже пожертвовал в фонд храма. Их поступок говорит о высоком уровне нравственного состояния, а присутствие в их числе представителей народов неправославных – о консолидации нашего общества. Значит, мы не делимся по национальным «квартирам», пример в этом показывают и соседи в Кабардино–Балкарии, Карачаево–Черкесии... И хотел бы еще раз обратиться ко всем жителям Ставрополья: собор – наше общее великое дело. Особенно важно почувствовать это в канун дня Казанской иконы Богородицы. А уж Матерь Божия в долгу не останется!
– Образ Казанской относится к особо почитаемым в православной иконографии. С ним связаны действительно важные моменты отечественной истории.
– И главное при этом – спасение России в трудные для России времена. Всегда в наиболее сложные годины испытаний русский народ молился у Казанской иконы Божией Матери. Этот святой образ был непременным спутником солдата в боевых походах. А во время Второй мировой войны (хотя об этих фактах не говорили открыто, но осталось предание) в момент наибольшей опасности для Москвы именно с Казанской иконой совершались облеты города. И сегодня сей образ можно увидеть едва ли не в каждом православном доме. Уверен: посвящение нашего собора Казанской иконе Божьей Матери – упование на ее особое заступничество. Вот и главный кафедральный собор Санкт–Петербурга, известный на весь мир, посвящен ей же.
– Однако не секрет, владыка, что есть и такие настроения: кругом кризис, надо сосредоточиться на решении экономических вопросов, да мало ли у нас забот...
– А вы оглянитесь на историю России, на те давние века, когда еще жили в избах под соломенными крышами, но уже строили великолепные каменные соборы. Богу никогда ни один народ не приносил жертву по «остаточной стоимости»! Как росли русские поселения? Первым возводился хоть небольшой, но храм. Понимаете, если человек ставит во главу угла только меркантильные, материальные интересы, ни отдельная личность, ни все общество не достигнет высот, к которым стремится. Возвышенные духовные ценности преобразуют и личность, и общество, придавая силы, мудрость, успех. Мы строили без Бога социализм, и казалось, что все идет успешно, главное было – заводы, фабрики, но в народе всегда жила тяга к духовному потреблению... Пройдет время – а собор наш все равно будет стоять – и будут приходить в него нынешние жертвователи со своими внуками. А те, кто не захотел, потом обязательно будут сожалеть, ибо деньги–то все равно уйдут...
– Церковь много пострадала в ХХ веке. Потом произошел обратный процесс, началось восстановление исторической справедливости. Но сейчас уже нередко можно услышать и осуждающие слова в адрес церкви по поводу ее чрезмерной политизированности, дескать, не слишком ли много она на себя берет. Есть основания?
– Церковь всегда обвиняли! То в пассивности: мол, надо не только молиться, но и жить жизнью общества. То, наоборот, в излишней активности, будь то социальная, образовательная или иная деятельность. А часто еще и просто спекулируют на авторитете церкви. Что далеко ходить, обо мне тоже всякого говорилось, например, по поводу отнятия бывшего церковного имущества. Сколько шуму было вокруг земель Иоанно–Мариинского монастыря в Ставрополе! Чуть ли я не выгонял там кого–то, абсурд, на то есть закон и суд. Или возьмем здание бывшей духовной семинарии, ныне принадлежащее университету. Как всякий нормальный человек, я же понимаю, что такова новая ситуация, что и там сегодня учится молодежь... И никто не может приписать мне каких–бы то ни было захватнических не то что дел – даже помыслов! Знаете, у меня возникает встречный вопрос: а почему всегда нападают прежде всего на православную церковь? Почему не на тех же сектантов, к примеру? Нет. А вот православного священника «под микроскопом» рассматривают с пристрастием. Как и православную идеологию. Значит, есть силы, которым наша церковь, вошедшая в историю как государствообразующий институт, стоявшая всегда на патриотических, державных (не имперских) позициях, кому–то очень мешает. Могу напомнить прекрасные слова известного современника Пушкина, ныне святого митрополита Московского Филарета: «Плохой гражданин земного Отечества не может быть хорошим гражданином Неба». И церковь всегда стремилась воспитывать у своих чад гражданскую ответственность.
– Владыка, а как вы относитесь к атеистам? Их ведь тоже немало в обществе.
– Без ненависти и без предвзятости. Вообще могу сказать, что «чистых» атеистов у нас немного. В чем убеждают беседы с многими из называющих себя атеистами: выясняется, что просто человек вырос в такой среде, которая не позволяла быть приобщенным к Богу. Не стоит также путать атеизм с богоборчеством, это разные вещи! Имея свой мировоззренческий взгляд на мир, атеист вовсе не является богоборцем, он может со мной спорить, но не будет разрушать храмы или сажать за веру в тюрьму, лишать гражданских прав, то есть делать то, что делают богоборцы.
– Нередко под флагом атеизма...
– Да, и это следует понимать. Если атеист – человек честный, порядочный, как правило, рано или поздно Бог приводит его к вере. У древнего писателя и философа Тертуллиана есть замечательная фраза: «Душа по природе своей – христианка». Многие из нас воспитывались в системе государственного атеизма. Но ведь при этом вся наша образовательная, культурная среда основана на заложенной христианством нравственности и духовности. Мы шли в Третьяковскую галерею и видели там великое полотно «Явление Христа народу», а, выйдя на улицу, видели прекрасный храм – это богословие в камне, проповедь о Христе... А вся наша литература, юриспруденция – опять христианское право, христианская мораль.
– А что скажут сторонники иных взглядов и как быть с модной ныне толерантностью?
– Беда в неверном понимании толерантности, ее нам хотят представить этаким беззубым пойлом, смесью всего и вся. Но у меня есть свое мировоззрение, и я хочу с ним оставаться, не посягая ни на чей иной выбор. А уважение к иной вере – должно быть обязательно.
– Насколько толерантность сочетаема с народными традициями в условиях современного активного взаимопроникновения культур? Как сохранить национальную идентичность в таком открытом мире?
– Наша страна имеет уникальный многовековой опыт толерантных отношений представителей разных религий. Будучи в целом православной, Россия имела большое количество мечетей, да и костелов, синагог... На этот опыт и надо опираться в современном открытом мире, когда мы то и дело сталкиваемся с цивилизационными конфликтами. Идущая с Запада идея навязать однополярный взгляд на все происходящее – в области культуры, этики, религиозных убеждений – привносит новые разделения, а вовсе не провозглашаемое согласие. Никогда Восток с его традициями не примет нормы западной цивилизации, не поступится своей верой, а значит, – однополярность – очень опасный путь для человечества, способный привести к непоправимым столкновениям. Бог каждого человека создал как неповторимый индивидуум – среди миллионов людей не найдете одинаковых отпечатков пальцев... Путь к согласию – в многополярности, а это история, язык, культура свои для каждого народа. Вера – наше национальное «защитное поле», выстраданное поколениями. И наш Казанский собор – точка духовного притяжения для православных, где мы сможем черпать новые духовные силы.
– Неудобный вопрос: как решается проблема с православной гимназией в Ставрополе? Кое–кто говорит, что церковь испугалась местных так называемых «протестантов».
– Ничего мы не испугались. Природа поднятого вокруг этой темы неестественного шума нам понятна: есть силы, которым становится опасно укрепляющееся нравственное здоровье общества. Эти силы предпринимают разные способы давления... Однако гимназия обязательно будет, я слов на ветер не бросаю! В епархии уже есть отличная православная гимназия в Кисловодске, открывается такая во Владикавказе, будет и в Ставрополе.
– Владыка, ваше пастырское напутствие людям в период кризиса: быть может, есть свой «рецепт» оптимизма? Как жить, если зарплату, не дай бог, не платят, а все дорожает... А детей надо накормить, одеть...
– Уже не раз говорил и не устану повторять: кризис – не мандат на безделье! Есть голова на плечах, есть руки, можно найти себе применение даже сегодня и пойти поработать этими самыми руками. Основная природа кризиса – деморализовать наше сознание. По большому счету, это направлено против России. И мы можем вновь доказать, как было в истории не раз, что умеем «держать удар». А еще: не кусать друг друга!
– Но на мироощущение многих влияет нынешнее огромное социальное расслоение...
– Согласен. В этой связи хочу сказать тем, кто обрел материальное благополучие: если вы не поймете, что это Бог позволил вам (не только власть, но Бог!) стать богатыми быстро и, может, не всегда праведно, что этим богатством надо умело распорядиться и поделиться с теми, кто создал его, – хорошего ожидать мало. Поэтому делитесь добровольно, пока не поздно, на социальные, образовательные, культурные программы. Не яхты и челси покупать надо сегодня... Оглянитесь вокруг: Россия ждет от вас мудрости.
17 июля 2009 года