Требования сотрудников ГАИ не всегда законны
Любой автолюбитель со стажем (да и без него) может рассказать массу занимательных, неприятных и вызывающих откровенное недоумение историй, связанных со встречами с сотрудниками ГАИ. Не ставя целью мазать всех сотрудников госавтоинспекции одинаковой черной краской подавляющее большинство из них – люди разумные и справедливые, тем не менее хочу отметить, что порой встречаются среди них живущие по принципу: «на свете существуют два мнения: одно – мое, другое – неправильное».
Коса на камень
Именно с таким стражем правопорядка свела судьба жителя Ставрополя Вячеслава Свыся на 291–м километре федеральной дороги «Кавказ».
– 10 апреля этого года я на своей автомашине ВАЗ–2113 вместе с другом ехал по делам через Курсавку, – рассказывает Вячеслав. – Около половины пятого вечера на стационарном посту меня «тормознули» сотрудники милиции. Как водится, попросили на проверку документы. Затем один из них, изучив мои корочки, весьма грубо приказал: «А ну–ка, открыл капот!».
То ли тон блюстителя порядка, назовем его, к примеру, капитаном Бейбутовым, объявившего, что он намерен сверить номера узлов и агрегатов «жигуленка», не понравился Вячеславу, то ли само распоряжение водитель посчитал необоснованным, но выполнять требование инспектора он отказался – мол, предъявите документ, согласно которому я должен открыть капот. «Государевой бумажки», подтверждающей законность притязаний, у сотрудника ГАИ не оказалось, и, он «на пальцах» стал объяснять автовладельцу, что капот он открыть должен – раз милиция требует, значит, обязан. Но не тут–то было. Вячеслав стоял на своем: дескать, открывать не буду – не умею и не хочу. А коли вам надо, вот вам ключи от авто, сами открывайте.
И началось: слова «открывайте!» – «не открою!» носились, как шарики пинг–понга, над трассой. Первым сдался страж порядка: через несколько часов (!) перебранки стал останавливать проезжавшие мимо машины и в присутствии их водителей требовал Вячеслава открыть капот. После очередного отказа обвинил Свыся в совершении административного правонарушения – неповиновении законному требованию сотрудника милиции, воспрепятствованию исполнению служебных обязанностей – и составил протокол. Однако, видимо, понимая, что возбуждать «административку» у него, как у инспектора ДПС, права нет, капитан «для подстраховки» доставил Вячеслава в Андроповский РОВД.
– В РОВД в отношении меня составили протокол о задержании, – вспоминает Свысь, – впрочем, копию документа мне не выдавали. Но так как общественной опасности я не представлял, то около полуночи меня, предварительно взяв расписку, что явлюсь в суд по первому требованию, отпустили. Вся эта свистопляска длилась почти семь часов, но так никто из стражей порядка под капот моей машины и не заглянул... Видимо, маркировочные данные никого и не интересовали, главное – продемонстрировать власть.
Участвовать не обязан
Как водится, через положенное время дело «о неповиновении» оказалось в мировом суде, где сама формулировка обвинения вызвала недоумение – в чем оно выразилось, то самое воспрепятствование законным требованиям?
Проще говоря, если бы Вячеслав Свысь хватал гаишников за руки или бросался грудью на капот, не давая его открыть – тогда да, факт неповиновения и препятствования исполнению служебных обязанностей был бы налицо. Однако в протоколе подобных «телодвижений» не зафиксировано. Памятуя же о том, что Свысь был не против того, чтобы сотрудник ГАИ сам проводил сверку маркировки агрегатов и никоим образом не мешал ему, события правонарушения суд не установил. Кроме того, проведение сверки номеров агрегатов и узлов выполняется в случае, если остановленный автомобиль по каким–то приметам (цвет, марка и т. д.) схож с автомобилем, находящимся в розыске: угнанным, похищенным, «замешанным» в преступлении или скрывшимся с места ДТП. Однако ни в рапортах сотрудников ГИБДД, ни в других материалах дела, как установил суд, нет доказательств, что ВАЗ–2113 Свыся показался стражам дорог «подозрительным».
Ну а что касается нежелания собственноручно открывать капот, то закон не обязывает водителя или собственника авто это делать. Более того, в Наставлениях по работе дорожно–патрульной службы ГИБДД МВД РФ указывается, что инспекторы для проведения сверки номеров агрегатов и узлов могут предложить водителям выйти из транспортного средства, чтобы поприсутствовать при процедуре сверки. Но никак не требовать участия (например, в виде открывания капота) в этом процессе. О чем капитан Бейбутов то ли не подозревал, то ли, долго не перечитывая Наставления, забыл. Так что, не найдя в действиях автолюбителя события административного правонарушения, мировой судья производство по делу прекратил, и Вячеслав Свысь отныне чист перед законом. И живет с полным сознанием собственной правоты.
P.S. Кстати, полезная и любопытная вещь эти Наставления – перечитывать их время от времени не мешало бы не только инспекторам ГИБДД, но и автолюбителям. Чтобы знать, что можно, а что нельзя, чего вправе от вас требовать стражи порядка, а чего нет. Капот там открыть, спеть или цыганочку сплясать...
17 июня 2009 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
