Судьба инвалида
На сегодня главными проблемами российских инвалидов продолжают оставаться физическая и социальная изоляция. Им трудно передвигаться по городам и населенным пунктам, в архитектуре которых не предусмотрены специальные приспособления для людей с ограниченными возможностями. Им по–прежнему приходится жить в специнтернатах, учиться в специальных школах, их не принимают на работу в большинстве действующих предприятий и организаций. Как следствие, доходы наших инвалидов зачастую недотягивают до прожиточного минимума и многократно уступают социальным выплатам, которые предусмотрены в большинстве развитых стран. «В общественной иерархии инвалиды занимают место ниже сирот, но выше бомжей» – так считает один из авторов доклада ООН, заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов О. Рысев.
После того как в 2004 году был принят закон о монетизации льгот, материальное положение инвалидов в России ухудшилось – такое мнение высказывают авторы доклада ООН. Главным критерием, от которого напрямую зависит размер пенсии, теперь является не группа инвалидности, как раньше, а так называемая степень ограничения способности к трудовой деятельности. Определять эту степень поручено медико–санитарной экспертизе. По своей сути экспертиза не может дать никаких рекомендаций, кроме ограничивающих – считают представители инвалидских организаций России. И если, скажем, инвалид заявляет на экспертизе, что намерен поступить в вуз и ему нужна для этого справка, ему тут же снижают степень ограничения с третьей на вторую, что автоматически означает потерю пособия в размере 2341 рубля. По мнению авторов отчета, это снижает мотивацию людей с ограниченными возможностями к труду и к учебе.
Инвалиды в Ставропольском крае тоже страдают от недостатков современного социального законодательства. Это подтверждается в Стратегии развития социально–трудовой сферы региона до 2020 года. Специалисты министерства труда и социальной защиты населения края отмечают, в частности, продолжающийся рост числа людей с ограниченными возможностями. В 2001 году в регионе было около 165 тысяч инвалидов, сейчас – более 241 тысячи, в том числе более 76 тысяч человек трудоспособного возраста и около 8,5 тысячи детей–инвалидов. Этот рост, по мнению специалистов, во многом обусловлен высоким уровнем заболеваемости и травматизма, недостаточным качеством медицинской помощи.
Проблема реабилитации инвалидов с 2000 года решается комплексно, в рамках краевых целевых программ. За это время у более чем 14 тысяч жителей региона восстановлена трудоспособность и устранены ограничения жизнедеятельности. Пример действенной реабилитации инвалидов – Ессентукское профессиональное училище. Многие выпускники покидают это образовательно–оздоровительное учреждение с улучшенными медицинскими показателями. Достаточно сказать, что примерно у каждого десятого обладателя диплома этого училища отмечается полное отсутствие признаков инвалидности. Более 200 инвалидов обучаются сейчас в высших учебных заведениях края. Только в одном Ставропольском филиале Российского государственного социального университета учатся 35 инвалидов, большинство из которых являются выпускниками Ессентукского училища.
На реализацию уже четвертой по счету краевой целевой программы по реабилитации инвалидов выделено 38 миллионов рублей. В частности, этой программой предусмотрено создание социально–реабилитационных центров для молодых инвалидов в Буденновске, Железноводске, Михайловске и Ипатово. Подготовлены на курсах повышения квалификации 70 специалистов по социальной работе и реабилитации инвалидов. Около трех миллионов рублей израсходовано на создание рабочих мест для инвалидов. У них есть возможность получить работу в Ставрополе на швейном предприятии «Луч» и на участке по расфасовке бакалейных товаров, в ООО «Номинал» Советского района, на предприятии «Универсал» в Кисловодске. Традиционными стали также спартакиады и фестивали художественного творчества людей с ограниченными возможностями. По прогнозам специалистов, реализация краевой программы позволит к концу нынешнего года возвратить к профессиональной, общественной и иной деятельности более 11 тысяч инвалидов.
Однако «дойти до каждого» все равно не удастся. Среди основных проблем, затрудняющих эту работу, – отсутствие индивидуальных программ и современных реабилитационных технологий. Ставропольские инвалиды в полной мере ощущают недостаточный уровень пенсионного обеспечения, страдают от невысокого качества услуг, которые пока способны им предоставить службы социальной помощи. Сказывается дефицит специальных технических приспособлений, позволяющих инвалидам передвигаться. Очень медленно у нас устраняются барьеры в социальной, инженерной инфраструктуре городов и сел, по–прежнему нет в крае полностью доступного для инвалидов общественного транспорта. А в территориальных органах социальной защиты населения и в муниципальных образованиях края нет специалистов, которые бы координировали деятельность различных организаций и властных структур по реабилитации инвалидов.
Все это, вместе взятое, делает пока невозможным реализацию в крае Конвенции о правах инвалидов, впрочем, пока совершенно туманна судьба этого документа и во всех остальных субъектах РФ. Ведь в Конвенции признается факт равных возможностей инвалидов во всех сферах жизни. К сожалению, Россия не может похвастаться гуманным отношением к своим инвалидам. Исторически так сложилось. Достаточно вспомнить, что после Великой Отечественной войны сотни искалеченных на фронтах людей отправили доживать век на остров Валаам, подальше от глаз здоровых граждан. Конечно, по сравнению с таким прошлым нынешнее положение инвалидов можно считать прогрессом. Однако, если проводить аналогии с другими странами, где инвалиды являются полноправными членами общества, сравнение это отнюдь не в пользу современной России.
Ратификация конвенции потребует принятия пакета федеральных законов, которые позволят снять социальные, профессиональные, образовательные и административные барьеры. По мнению составителей отчета ООН, у российских депутатов и чиновников на это уйдет как минимум год. Чтобы облегчить эту задачу, эксперты предложили представителям федеральных властей перечень первоочередных мер, без которых ратификация Конвенции невозможна. Среди них, в частности, отмена дискриминационных квот и прочих ограничений для инвалидов на рынке труда, и одновременно с этим – меры по стимулированию со стороны государства предприятий, которые принадлежат инвалидам, их организациям или обеспечивают работой людей с ограниченными возможностями.
(При подготовке публикации использованы официальные документы и материалы научных исследований).