Босиком ходить не будем
Мастерская ООО «Каблучок», расположенная в одном из жилых микрорайонов Нефтекумска, давно пользуется доброй славой. Сюда несут свою обувь на ремонт не только жители близлежащих домов, но и передают знакомые и родственники, которым далеко добираться. Заказы присылают через своих родителей, живущих в городе, даже студенты из краевой, да и российской столицы, где расценки на эти услуги слишком высокие, а такое качество, как здесь, не гарантировано.
Здание, в котором расположена мастерская, когда–то принадлежало комбинату бытового обслуживания. Что касается мастериц, то им тогда приходилось ремонтировать целые горы обуви, привезенной из самых отдаленных сел района, в которые по графику каждую неделю выезжала машина...
На излете советских времен рухнула не только отлаженная система бытовых услуг, но и здание перешло в собственность городского муниципалитета, а женщинам, у которых были семьи, грозила безработица. Вот и пришлось им для начала выкупить оборудование мастерской, а затем уже через суд отстаивать свое законное право на приобретение небольшой комнаты, в которой она располагалась. Так в 1995 году и появилось ООО «Каблучок», правда, вместо Светланы Сопневой, самой молодой из работниц, в то время здесь трудилась ее свекровь – Любовь Вдовыдченко, она обучила своему делу невестку и спокойно ушла на пенсию.
– А мне выбирать тогда не приходилось, – говорит Светлана, – после декретного отпуска никто нигде не ждал, а тут – и профессию освоила, и гарантированный заработок получила: не зря ведь говорят – лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Любовь Дергач (на снимке) и Тамару Дунявину, которую женщины потом выбрали директором своего маленького предприятия, тоже привели сюда непростые житейские обстоятельства: одна проработала мастером по ремонту обуви уже около тридцати лет, другая пришла всего на пять лет позже. Кстати, предыдущие профессии у Любови Николаевны тоже были «совсем не женские»: она работала у нефтяников, обеспечивала доставку труб на буровые (даже разгружать их приходилось), потом была стропальщиком. Начались нешуточные проблемы со здоровьем, и врачи ей предложили найти что–нибудь полегче. Тогда она пришла в комбинат бытового обслуживания и, как сама говорит, стала сапожником.
А Тамару приняли на работу кассиром–приемщиком, но после преобразований в коллективе ей пришлось научиться всему, что теперь предлагает мастерская своим клиентам: менять каблуки, клеить и прошивать подошвы, ставить набойки и латки – освоить более двадцати видов работ по ремонту обуви. И все это ради детей, ради семьи, в которой ее заработок никогда не был лишним.
– Столько пережито, – задумчиво говорит она, вспоминая те далекие времена, – даже мужчины в мастерской не задерживались, а у нас будто и выхода другого не было: только после шести уходили из мастерской, торопились в магазин за продуктами, потом домой...
Женщины рассказывали, что нередко и до слез доходило. В дефиците были многие необходимые для работы материалы (их по всему краю доставали), белые капроновые нитки, которыми прошивали обувь, острие ножа резало пальцы, а смола, которой окрашивали нитки, надолго оставалась на руках. Так что нелегко им далось это самое право на самостоятельность! Да и авторитет не одним днем завоевывался: для постоянных клиентов существует гибкая система скидок, о качестве работ и говорить не приходится – здесь все делают на совесть, стараясь продлить век даже самой недорогой обуви.
Однажды в мастерскую ребенок принес отцовские туфли, под стелькой которых были обнаружены несколько денежных купюр. Видимо, мужчина деньги от жены прятал, да и сам про это забыл. Когда туфли были уже готовы, забрать их предложили самому хозяину. Когда вместе с обувью вручили ему находку, он от радости просто обомлел.
В условиях же нынешнего кризиса женщины думают, например, о том, как лучше пережить весенне–летний сезон – в это время всегда работы поменьше, ведь в холода и слякоть обувь быстрее приходит в негодность. Поэтому придется планировать свою работу так, чтобы поровну разделить и обязанности, и заработок. Всякие уже испытания им пришлось пережить, и мастерицы твердо уверены, что в кризис люди босиком уж точно ходить не будут.