Вдали от действа
К сожалению, в современной России нарастает количество взрослых дядек и теток от бизнеса разного толка, сколачивающих довольно приличные состояния на развращении общественного сознания, и в первую очередь детского. Подсчитано, что в год подростки видят по телевидению до десяти тысяч сцен насилия и преступлений. Об их разрушающей силе криком кричат родители, библиотеки, школы. Под воздействием такого рода «рыночной культуры» дети в своем мироощущении могут переходить в чуждый (а где и просто враждебный) им мир духовного пространства. А в итоге получается, что детские библиотеки, а вместе с ними семья и школа не могут противостоять социальному негативу.
И проблем здесь не становится меньше. Сегодня два миллиона подростков неграмотны. Растет количество тех из них, кто вообще ничего не читает. По статистике, в 2005 году ничего не читали – 37 процентов, не покупали книг – 52, не держали книг дома – 34 процента населения. Надо понимать, что эти показатели не улучшились и в настоящее время. А неграмотные и нечитающие подростки не сегодня-завтра станут взрослыми. И уже они передают «новые» традиции общения и воспитания вне духовного мира книги своим детям.
И другая сторона этой проблемы. Исходя из понимания, что книга - средство национальной педагогики, не менее важно проанализировать, что и как читают дети и подростки. Очевидно, что интерес к классической литературе утрачен. А ведь именно она - средоточие культурно-исторического и нравственного духовного опыта, традиций народов. И именно она доминантно воздействует на развитие духовно-нравственных и гражданских качеств растущей личности, ее воображение и образность мышления, на формирование идеалов и ценностных ориентаций будущих поколений. И в этом смысле не поспоришь с постулатом: каким идеалам и героям книг дети поверили, на тех они во многом и ориентируются во всей последующей жизни.
Сложившееся положение дел с книгой для детей в нашей стране не поддается здравому объяснению. Исследованиями доказано (в том числе по медицинским и криминалистическим основаниям), что дети, попавшие под влияние бульварной литературы, меньше читают книг, требующих напряжения ума и души (тут не до классики!). У них соответственно снижаются словарный запас, культура речи, грамотность, способность к образному мышлению, интерес к работе со словом, к учебе и труду как таковому. Как результат, такие дети утрачивают способность различать границы между добром и злом, отличать плохое от хорошего.
Например, дети и подростки ради достижения идеалов «красивой жизни» (по данным МВД и прокуратуры) совершают до 30 процентов преступлений, не совместимых(!) с их возрастом и предназначением в обществе. «Призовые» места в мире мы занимаем и по количеству самоубийств детей. Вырвались вперед и по части приобщения подростков к наркотикам.
Ясно и другое. В нашем случае библиотекам надо реально и больше помогать. Наше время, увы, изживает энтузиастов. Руководители библиотек прямо говорят о том, что молодые библиотекари уже не хотят работать за те зарплаты, которые им определены. Далеко не все устраивает их и в вопросах отношения к их труду со стороны общества и государства. Большинство библиотекарей высказались за необходимость улучшения снабжения библиотек достойным читателя книжным фондом, «избавить их от всякой чуши», которую нередко присылают. Есть и пожелания о том, что в обществе нужно закладывать основы семейного чтения, расширять взаимодействие с семьей и школой, наладить рекламу хороших книг.
Над предложениями работников библиотек есть смысл подумать. По сути, речь идет не о библиотеках как таковых, а о всеобщем вопросе воспитания детей и подростков. И, что удивительно, резервы здесь есть. Например, министерствами культуры и образования создана содержательная Концепция библиотечного обслуживания детей в Ставропольском крае (2005-2015 гг.). И то, что удалось сохранить сеть детских библиотек, несомненная заслуга краевого правительства. Но многие недостатки исправить и устранить без финансовой и материальной поддержки центра просто невозможно.
Есть и другие проблемы. Например, ситуация последних лет: в библиотеки все больше поступает различной религиозной литературы. Кто ее должен осмысливать с точки зрения формирования гражданских качеств, прибавляет ли она их подрастающим поколениям? Причем среди религиозных книг есть, по сути, и такие, что несут и сектантские, и мистические идеи и смысл, мало имеющий общего с чистым православием и исламом. Уже не говорю о случаях экстремистской религиозной литературы…
Можно обозначить и ряд других болевых точек, требующих осмысления и постановки диагноза. Главное, для чего пишу, - обратить внимание на то, что детей нужно приобщать к той книге, которая несет веру в добро, уважительное отношение к стране и поколениям, утверждает и укрепляет идеи труда и учебы, патриотизма и социальной ответственности юного гражданина. Есть ли такие книги? В какой библиотеке их взять? Да и захотят ли их читать молодые?.. Пока эти вопросы без ответов.
Владимир Грузков.
Профессор Ставропольского государственного педагогического института.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
