00:00, 16 января 2009 года

Реформа армии. Стратегия абсурда

Служил я в ГСВГ (Восточная Германия) в одном из отделений штаба 18-й общевойсковой армии под началом замечательного человека, капитана Юрия Лыско. Должность у него была майорская, и, когда пришло время (Юрию Николаевичу было уже за сорок, а тогда очередных звезд, как нынче, через пару лет офицеры не хватали), отправили представление главкому Сухопутных войск: мол, служит исправно, майора достоин…

Но не довелось нашему начальнику щегольнуть в форме старшего офицера – должность начальника отделения стала капитанской, представление отозвали. А позже Ю. Лыско и вовсе уволили. Без пенсии. Вот такая же судьба ждет со дня на день нынешних капитанов и майоров. А ведь армия только-только начала подниматься с колен, возрождать авторитет.

Наверное, все жители Ставрополья помнят, как в наш край в середине девяностых прошлого века перевели две бригады (Минобороны и Внутренних войск). Для голодных и оборванных солдат тогда по городам и весям собирали продукты и теплое белье, бумагу писчую и туалетную. Российские власти такого позорища почему-то не стеснялись. Ведь и пограничники в Аргунском ущелье тоже бедствовали. И им с помощью «Ставрополки» мы тоже передавали крупы и тушенку, сигареты и предметы личной гигиены…

Еще год назад казалось, что весь этот беспредел позади: кормить и одевать бойцов стали нормально, от строительства генеральских дач освободили, новое оружие в нашей армии начало появляться… И вот новые пертурбации.

Начнем с годичного срока службы. Раньше, чтобы в полковой школе толкового механика-водителя танка подготовить, требовалось двенадцать месяцев. С учетом того, что призыв осуществлялся конкретно: учиться водить бронированную машину доверяли в основном бывшим трактористам. А нынче? В армию приходят «домашние», изнеженные мальчики, с хилым здоровьем. Им и физически окрепнуть-то по-настоящему за год не удастся, не то что сложную боевую технику освоить. Это они-то смогут стать контрактниками-профессионалами, в том числе и сержантами, способными заменить прапорщиков?

Да, институт прапорщиков, можно сказать, уже начали ликвидировать. Только в нынешнем году планируется сократить 118,7 тысячи прапорщиков и мичманов. В тыловых структурах Минобороны подчеркивают, что, мол, без финансовой помощи эта категория военно-служащих не останется: им надлежит выплатить единовременное пособие в размере 20 окладов денежного содержания - это порядка 118 тысяч рублей. Мне, бывшему прапорщику, интересно: что, на эти деньги можно дом построить или за обучение ребенка в институте заплатить?

Ладно, оставим деньги в стороне, вернемся к престижу и авторитету армии. Не секрет, ее командные ряды в основном пополняют потомственные военные, осознанно выбирающие путь служения Отечеству. Какой путь выберут сыновья выброшенных из рядов капитанов и майоров? Вопрос, думаю, чисто риторический…

И еще один штрих: об официальной пропаганде. Даже самое юное нынешнее поколение хорошо знает легендарный фильм «Офицеры», где главные роли сыграли Лановой и Юматов. Это произведение было создано по прямому заказу Минобороны СССР и стало своеобразным кодексом чести для командного состава Советской армии. А сейчас? На экранах бесконечные «менты», всяческие «разбитые фонари» и т.д., и т.п. Правоохранители (им сегодня несть числа) у наших верховных правителей, похоже, в большем фаворе, нежели Вооруженные силы России. «Внутренний» враг у нас, получается, страшнее возможного внешнего противника?

Вопросов можно еще задать множество. Но ведь ответов на них не получить. Ни мне, бывшему прапорщику, отдавшему армии более двадцати лет, ни полковнику-пенсионеру, ни действующему майору. Потому что, как подчеркнул автор статьи «В отставку», нынешние реформаторы армии солдатскую лямку не тянули и «академиев не кончали». Вот и получается не только парад дилетантов, но и стратегия абсурда.

Александр КУЗЬМИНОВ.

Военный пенсионер.

Нижняя Татарка (Шпаковский район).

Александр КУЗЬМИНОВ
«Стратегия абсурда»
Газета «Ставропольская правда»
16 января 2009 года