Баллинтовские группы нужны в школах Ставрополья
Помощь квалифицированного специалиста-психолога может быть полезной всем сторонам «образовательного треугольника» - ученикам, родителям, учителям. На Ставрополье сейчас действуют восемь психологических центров в образовании. Ставропольский краевой центр по реабилитации и коррекции как важную цель рассматривает профилактику наркомании в среде детей и подростков. В Кисловодске много работают с дошкольниками и школьниками младшей ступени, Михайловский центр диагностики и консультирования своей, как нынче говорят, «фишкой» в последнее время сделал психологическую поддержку педагогов. Здесь проводят для них семинары, консультации, выезжают в школы на разбор конфликтных ситуаций.
О дальнейших планах нашему корреспонденту рассказала директор центра Елена Корюкина.
- Елена, чем объяснить выбор именно такой направленности в вашей деятельности?
- Знаете, я недавно была свидетельницей эпизода, который, как мне кажется, многое объясняет. В заключительном туре районного конкурса «Учитель года России-2008» финалистки должны были выполнить главное и достаточно сложное задание — дать открытый урок-импровизацию по своему предмету. В результате некоторые выступления оказались, пожалуй, ближе к КВНу, чем к профессиональным состязаниям. В представленных на суд жюри импровизациях собственно «предмета» было меньше, чем демонстрации эмоций, вызванных учительской работой и взаимодействием с учениками, которые раздражали, вызывали гнев, доводили до отчаяния и даже вызывали желание швырнуть в них учебником (оговорюсь, что в роли учеников выступали коллеги участниц). Подобной неадекватностью этих демонстраций финалистки, на мой взгляд, пытались сбить напряжение от постоянного стресса, в котором живет учительский корпус, хоть как-то сообщить о своих проблемах обществу.
- Не могу сказать, что меня это удивляет. Российская школа реформируется с начала 90-х годов. Постоянно меняются программы, учебники, цели обучения — причем очень часто новая реформа отменяет предыдущую. Одна реструктуризация малокомплектных сельских школ — то есть их закрытие либо перевод большей части учеников на подвоз в другие населенные пункты — чего стоит учительским нервам! Часть педагогов в связи с этим уже давно пережила потрясение, которого сейчас все боятся. Люди потеряли работу, некоторые - прежний статус, как, например, директора малокомплектных школ или учителя, которым из преподавателей-предметников пришлось переквалифицироваться в воспитателей продленки либо в социальных педагогов. Идет переход на новую систему оплаты труда в образовании, и мало кто может сказать, во что это выльется, особенно при нынешних финансовых проблемах... А с месяц назад объявили про новые условия сдачи Единого государственного экзамена в одиннадцатых классах – с предварительным допуском к нему посредством итоговых контрольных работ. И хотя чиновники клянутся, что контрольные – это не экзамены, «судьбоносной» роли не сыграют, можно не сомневаться, что во многих школах учителей будут ими стращать, как стращали всяческими наказаниями в случае низких результатов ЕГЭ. Так что стресс действительно многолетний.
- По поводу Единого госэкзамена могу подтвердить: дети его воспринимают менее болезненно, чем учителя, которые очень боятся ситуации оценки. Откуда такой страх? А вспомните, кто больше всего боится голода. Наши бабушки, которые реально знают, что это такое. В норме человек должен уметь переносить критику, не болеть и не разрушаться от нее. Но не те люди, у кого за плечами опыт выслушивания бесконечной, постоянной критики! У нас ведь ни ребенка в семье, ни подчиненных на работе не принято хвалить. Считается, что нужно все время говорить людям об их недостатках, дабы держать в тонусе. Это, может, и тонизирует, подстегивает, но зато в случае неудачи (которая с любым возможна) человек сразу впадает в панику. Он так переполнен негативным отношением к себе, внушенным за жизнь, что опереться внутри себя ему не на что… ЕГЭ задумывался как инструмент мониторинга состояния образовательной системы - и он действительно показывает многое, что можно проанализировать, наметить какую-то «работу над ошибками». Но вместо этого он воспринимается работниками образования как наказание. Реальную картину видеть они боятся, ответственность на себя брать – тоже. И чем больше их пугают «сверху», тем больше они от нее открещиваются, нагоняют панику на учеников, перекладывая ответственность на них.
Можно говорить о незрелости сегодняшнего педагогического сообщества, о его неумении справляться с аффектами, стрессами. Помощь в этом учителям мы считаем одной из приоритетных задач и центра, и психологов в школах. А для этого нужно прежде всего, чтобы у педагогов было собственное пространство, где они могли бы говорить о своих проблемах и переживаниях. Например, где и кому учитель может сказать, что, как любой человек, он имеет симпатии и антипатии, и что есть ученики, которые ему просто не нравятся? На педсовете? Его, скорей всего, будут порицать. На родительском собрании? Еще менее подходящее место. Вы спросите: зачем ему об этих своих чувствах говорить? Хотя бы, чтоб понимать: дело не в том, что этот ребенок – ужасный, просто он мне не симпатичен, но он в этом не виноват! Чувствуете разницу?
- И где же учителю найти это пространство?
- Опыт такой есть. В Европе давно существуют так называемые баллинтовские группы в учреждениях, на предприятиях. Баллинт – это английский психолог, специалист по групповой психотерапии, в том числе в профессиональных сообществах. Цель этих групп – помочь людям психологически переработать события, конфликты, происходящие внутри коллектива. Научить их справляться со стрессами, чтобы они не выходили из рабочих рамок. Здесь можно обсуждать и профессиональные сложности друг друга – есть специальные методики, как это делать... Мы это в подробностях узнали от коллег – психологов из Московской детской гематологической клиники, где баллинтовские группы действуют во врачебной среде. Один из их организаторов - психиатр Александр Кудрявицкий, рассказал, что когда психологи впервые попытались поговорить со специалистами - детскими гематологами-онкологами о том, что они чувствуют на своей работе, доктора вообще не поняли, о чем речь. По словам Кудрявицкого, общая картина была такая: врачи ходили по клинике с бесстрастными, отстраненными лицами, старались как можно меньше общаться с родственниками маленьких пациентов. Потом оказалось, что доктора переполнены тяжелейшими переживаниями от постоянного соприкосновения со страданиями детей, их смертью, трагедией родителей. Как сказать матери, что у ребенка онкологическое заболевание, и выдержать ее реакцию?.. Они не знали, как это сделать, потому что постоянный стресс вымораживал все чувства. А внешняя холодность и отстраненность были просто психологической защитой. Баллинтовские группы помогли медперсоналу клиники решить многие внутренние проблемы.
У нас есть большое желание организовать такие группы для учителей общеобразовательных учреждений района под руководством школьных психологов. А директоров школ собирать отдельно – это люди, также несущие на своих плечах тяжелые эмоциональные нагрузки, подверженные многочисленным стрессам.
Умение конструктивно справляться со стрессами – признак зрелой личности. Если педагогическое сообщество станет более зрелым, выиграют от этого наши дети…
12 января 2009 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
