Напряжение Достоевского
В этом отношении Достоевскому действительно нет равных: у него на одной странице можно найти десяток смыслов, причем нередко противоположных друг другу. Быть настоящим писателем всегда означает испытывать предельное напряжение между двумя полюсами. Если у Толстого такими полюсами были «жизнь» и «смерть», то у Достоевского – «идеал Мадонны» и «содомский идеал», то есть беспредельная высота и безнадежная низость. Человек Достоевского рвется одновременно в рай и ад, и это создает невиданное в истории литературы напряжение, способное и созидать душу, и сокрушать ее. Вот почему творчество Достоевского требует ответственного чтения и осторожного цитирования. «Чтобы хорошо писать, – говорил он, – страдать нужно, страдать». Л. Толстой в письме к Н. Страхову остудил стремление публики возвести в ранг пророка и святого «человека, умершего в самом горячем процессе внутренней борьбы добра и зла». Это при том, что сам Толстой очень ценил Достоевского и, уходя из Ясной Поляны, взял с собой только две книги — Евангелие и «Братьев Карамазовых». Интересно, что и сам Достоевский думал о себе в таком же ключе. Вот что он писал И. Аксакову: «Вы думаете, я из таких людей, которые спасают сердца, разрешают души, отгоняют скорбь. Многие мне это пишут, но я знаю наверно, что способен скорее вселить разочарование и отвращение».
Мир Достоевского – это не столько реальный окружающий мир или даже мнение о нем, сколько определенное и очень непростое состояние сознания. Оно не может быть плодотворно усвоено без того, чтобы не пройти ряд весьма рискованных соблазнов, как и без того, чтобы не испытать духовное страдание. Вот почему при жизни Достоевского русская критика не раз реагировала на его книги с таким болезненным неприятием: «Истерический бред развинченных нер-вов и эпилептические судороги — все это смешано в один сумбур, имеющий подобие с теми грезами, которые наполняют голову пьяницы, страждущего белой горячкой после долгого запоя». Это из рецензии 1879 года на «Братьев Карамазовых». При всей вульгарности и недальновидности рецензента в одном ему не откажешь — он верно почувствовал, что перед ним не картина жизни, а срез сознания, в котором борьба между добром и злом чаще приводит в исступление, чем «спасает сердца и разрешает души». Такое может пугать и даже отвращать, но может и завораживать. И не было в мировой литературе ХХ века ни одного серьезного писателя, который бы не испытал на себе завороженности борениями и безд-нами русского гения.
Есть и другой Достоевский, менее известный, но не менее значительный. Он открывается нам в своей публицистике, в «Дневнике писателя», в обширной переписке с самыми интересными людьми тогдашней России. Человек, тяготеющий к национально-православному кругу идей, найдет там самую, быть может, существенную помощь и поддержку в оттачивании и отстаивании своих убеждений.
Но Достоевский не был бы Достоевским, если б позволил себе обойтись без присущего ему напряжения и в публицистике. Полюсами здесь служат уже не ад и рай страждущей души, а декларированная Достоевским «всемирность» русского человека и стремление во что бы то ни стало сохранить его национальную самобытность.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
