Виктор Алексенцев. Чтобы обеспечить независимость Фемиды
- Виктор Андреевич, Управление Судебного департамента – это то ведомство, о работе которого простые граждане знают совсем мало. А между тем наша встреча происходит в канун десятилетия со дня рождения этой организации на Ставрополье. Зачем и кому она понадобилась?
- На протяжении длительного периода - со времен СССР - вопросы организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции находились в ведении Министерства юстиции, и, поскольку других дел у минюста хватало, интересы судебного ведомства оставались на периферии. Вспомните те годы. Суды находились на грани приостановления деятельности: денег не было даже на почтово-телеграфные расходы. Каждое третье здание суда не соответствовало ведомственным стандартам. Практически на мертвой точке «застыл» вопрос об увеличении штатной численности судей, из-за чего их нагрузка возросла запредельно, и даже простые дела тянулись годами. В целом нужды судебной власти удовлетворялись не более чем на треть от реальной потребности, а финансирования хватало только для выплаты заработной платы.
Так и появился в России федеральный государственный орган - Судебный департамент, главной задачей которого стало организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества. Произошло это в январе 1998 года, когда был принят закон «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации».
- То есть именно тогда были созданы реальные предпосылки для ликвидации зависимости судебной власти от исполнительной?
- Конечно. И не оценивать это решение, как революционное, просто невозможно. Управление Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Ставропольском крае появилось первого октября 1998 года. От краевого управления юстиции нам досталось тяжелое наследство: четыре здания суда находились в аварийном состоянии, 22 нуждались в капитальном и текущем ремонте, два - в реконструкции. Суды были оснащены мебелью на 36 процентов, половина из которой эксплуатировалась более десяти лет. Компьютерное обеспечение - 19 процентов, пишущих машинок - 72 процента от потребности, причем 50 процентов из них подлежало списанию, и так далее.
- Сегодня о прошлых временах, когда истцы и ответчики приходили в суд с пачкой бумаги под мышкой и конвертами, можно забыть? Что такое материально-техническое обеспечение судов нынче?
- Несомненно, эти времена остались в прошлом, как и проблема финансирования судов нашего региона по остаточному принципу. С образованием управления рост бюджетных средств на обеспечение судов увеличился более чем в 20 раз. Новая мебель в кабинетах судей, компьютерная и множительная техника, кондиционеры, жалюзи, автотранспорт, в том числе импортного производства, уже не воспринимаются как роскошь.
- В организации судебной деятельности появилось новое словосочетание – информатизация судов. Что это?
- Наше управление приступило к внедрению и развитию в судах региона масштабного проекта государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», роль которой в повседневной работе неоценима. Базовые подсистемы ГАС «Правосудие» - «Судебное делопроизводство и статистика», «Банк судебных решений» - внедрены в 25 судах края. Всеми районными (городскими) судами используются программный комплекс «Судимость» и подсистема «Интернет-портал». Все суды оснащены справочно-правовой системой «Консультант Плюс».
- За последние годы помещения судов заметно изменились, во многих районах и городах появились новые здания. Выше всяких похвал Дворец правосудия на улице Дзержинского краевого центра. Великая судейская стройка – жизненная необходимость? Как и за счет чего удается ее реализовывать?
- Конечно, это жизненно необходимо. Ведь здания судов должны иметь достойный внешний вид, а сотрудникам нужно создать комфортные условия для работы. Подчеркну, что штатная численность судей и работников аппаратов увеличивается ежегодно. Поэтому обеспечение судов нормативной площадью, организация строительства зданий (всего на балансе управления находится 63 объекта общей площадью 42650,18 квадратного метра), ремонт, техническое оснащение - важнейшие направления деятельности управления.
Конечно, все это не было бы возможным без соответствующего финансирования и поддержки всех наших дел и начинаний со стороны центрального аппарата Судебного департамента, судейского сообщества и краевого суда, особенно его председателя Корчагина Александра Юрьевича. В рамках федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» начиная с 2003 года нам выделяются денежные средства на строительство, реконструкцию, приобретение зданий для судов края. При этом объем их ежегодно увеличивается. Сейчас активно ведутся реконструкции здания АТС в Зеленокумске для размещения Советского районного суда и здания Пятигорского городского суда. За последние два года увеличился и объем бюджетных ассигнований на капитальный и текущий ремонт. Ярким примером, как вы отметили, является Дворец правосудия, который после реконструкции не только украсил Ставрополь, но и стал своеобразным символом прочности и независимости российской Фемиды.
На сегодняшний день нет ни одного суда, который бы управление обошло своим вниманием или не улучшило условия исходя из реальных возможностей.
- В сфере забот вашего управления и забота о безопасности судов и судей. Для нашего региона - вопрос более чем актуальный. Как он решается? Может ли человек, заходя в здание, быть абсолютно уверен в своей безопасности?
- Вполне. И здесь мы тесно сотрудничаем со всеми правоохранительными органами.
- В общем, как я поняла, управление обеспечивает суды всем необходимым для работы.
- И для жизни.
- А это как?
- Чтобы судебная власть и судьи были независимы и самостоятельны, они должны быть обеспечены не только материально, но и социально. Сотрудники нашего управления всегда оперативно стараются решить любые вопросы социальной защиты судей и членов их семей. Организовано страхование жизни, здоровья, имущества, медицинское обслуживание судей, членов их семей. Занимаемся мы и решением жилищных проблем.
А еще на плечи наших сотрудников возложена судебная статистика.
Кстати, председатель крайсуда относится с особым вниманием к этой работе. Ведь, анализируя статистические данные, мы получаем сведения о работе каждого суда, знаем о количестве поступивших и рассмотренных судебных дел, их категориях, результатах вынесенных решений.
- И напоследок, Виктор Андреевич, хочу выразить вам благодарность от всего журналистского сообщества, пишущего на судебные темы. Если память мне не изменяет, ведь именно по вашей инициативе были введены должности пресс-секретарей в районных судах?
- Напомню, в 2004 году краевым судом проводился эксперимент по созданию объединенной пресс-службы судов Ставрополья. О работе по совершенствованию взаимодействия со средствами массовой информации я докладывал на коллегии Судебного департамента при Верховном суде РФ в ноябре 2005 года. Тогда же наша инициатива по наделению функциями пресс-секретарей помощников судей была поддержана генеральным директором департамента. И в каждый суд для этих целей в порядке эксперимента было дополнительно выделено 35 единиц. На полосах региональной и местной прессы с участием пресс-секретарей ежегодно публикуется более 2000 статей и информаций о судебных процессах, вынесенных решениях, изменениях в законодательстве, ходе судебной реформы. Что - и в этом я глубоко убежден - способствует объективному освещению деятельности судов в средствах массовой информации.