Характеристики бюджета-2009 рассмотрели в правительстве Ставропольского края
По словам первого заместителя министра экономического развития Н. Иванова, темпы роста многих макроэкономических показателей в крае превышают средне-российские. В их число попадает и валовой региональный продукт, который на 1,7 пункта выше общего по России. И этот приятный разрыв в обозримый трехлетний период должен сохраниться. Растет и уровень жизни. Более того, рост средней заработной платы опережает ВРП. Если так пойдет и дальше, к концу 2009 года доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, сократится до 12%.
Губернатор охарактеризовал прогноз как «амбициозный». Первое, на что следует обратить внимание, - высокий рост собственных доходов, что означает меньшую зависимость от дотаций из федерального бюджета. Прирост составит 13 млрд. рублей, что на 31,7% больше показателя 2008 года. Планка хоть и высока, но достижима. «Нам с вами не стыдно будет пройти по обозначенному «прогнозному коридору», - обратился к присутствующим глава края. - Главное, держаться наиболее оптимистичного сценария развития».
Столь же тщательно готовился и проект бюджета на 2009-й. Ведь именно этот год станет стартовым для реализации вышеозначенного трехлетнего плана.
Главные характеристики основного финансового документа на будущий год обозначил первый заместитель председателя правительства края, министр финансов В. Шаповалов. Общий объем доходов краевого бюджета составит 53,2 млрд. рублей, расходов – 57,5 млрд. рублей. Таким образом, дефицит превысит 4 млрд. рублей. При этом объем доходов, собираемых на территории края, будет расти, опережая финансовую помощь из вышестоящих бюджетов. (Удельный вес собственных источников в структуре доходов краевого бюджета увеличится и составит 65,8%). Под особый контроль власти попадают такие направления, как повышение уровня бюджетной обеспеченности органов местного самоуправления, внедрение прогрессивных отраслевых систем оплаты труда (за 2009 год кошелек работников бюджетных учреждений должен «потяжелеть» на 30%), мероприятия по дополнительной социальной защите малоимущих. На 15 млрд. рублей увеличиваются расходы на покрытие роста тарифов ЖКХ, индексацию разного рода социальных выплат. Особого внимания удостоился вопрос капитального ремонта объектов социально-культурной сферы: на эти нужды в соответствии с проектом бюджета выделено 1,8 млрд. рублей, что превышает финансирование прошлого года на 55%. Ставится задача сокращения числа долгостроев. Губернатор высказался против «размазывания по тарелке бюджетных средств». Недопустимо, по его словам, строить по 17 лет, как это случилось с роддомом в Красногвардейском. Инфляция съедает средства, в результате стоимость стройки увеличивается кратно: «мы обкрадываем самих себя». Необходимо усилить контроль и за эффективностью использования финансовых средств, предназначенных для реализации краевых целевых и ведомственных программ. У нас пока их по-прежнему перебор - около 40. В результате ни на одном из направлений невозможно существенно продвинуться вперед. Особо надо позаботиться, по мнению В. Гаевского, о более рациональном использовании средств, выделенных на поддержку сельского хозяйства. Суммы вкладываются с учетом краевых и федеральных финансов солидные, а отдачи ожидаемой пока нет.
Несмотря на то, что бюджет спланирован с дефицитом, счел необходимым в заключение пояснить В. Шаповалов, источники погашения долга названы. В частности, за правительством остается право на облигационный заем и банковский кредит. Однако решение такое будет приниматься, исходя из конкретной ситуации, учитывая положение на финансовом рынке. Подчеркнув, что предложенный проект бюджета – коллективный труд, первый зампред посетовал на иждивенческую позицию ряда министерств. В частности, образования, где, по его оценке, недостаточно анализируют эффективность использования средств. Вначале просили денег на перепрофилирование бывшего детского дома в Зеленокумске в детский сад, потом возникла идея сделать там же казачий лицей. Надо вначале определиться с приоритетами, прежде чем обращаться с просьбой о выделении финансов. Непонятно также, зачем краю еще два новых вуза, тогда как подготовку необходимых специалистов можно вести и на базе уже имеющихся. Не лучше ли озаботиться подготовкой в системе профтехобразования рабочих специальностей, которых экономике края уже катастрофически не хватает.
Тот же докладчик представил и проект закона о внесении изменений в бюджет 2008 года. Целый ряд статей, главным образом социальных, получили дополнительное финансирование. Поправки и уточнения приняты единогласно.
Особый интерес вызвал доклад председателя краевого Фонда обязательного медицинского страхования А. Лавриненко. Свежо в памяти, какой массированной критике подвергалась деятельность фонда. Прежний руководитель отстранен от должности. А новый обнадежил, что наше провальное отставание от общероссийского показателя по обеспеченности на душу населения бюджетными средствами скоро сократится, причем в ближайшей перспективе: уже в 2009 году этот показатель планируется на уровне 3183 рубля, что составит уже 96% от среднестатистического по стране, а не 56%, как сегодня. На выравнивание сложившегося в прошлом «перекоса» выделено дополнительно полмиллиарда рублей. Главное, чтобы столь полнокровный финансовый «прилив» ощутили ставропольчане, обращающиеся в медицинские учреждения.
Принято также решение о передаче светофорного хозяйства, находившегося до сих пор в ведении министерства дорожного хозяйства, из госсобственности в собственность муниципальных образований, а также утверждено дополнительное соглашение о предоставлении краю в 2008-2009 гг. субсидий на строительство и реконструкцию автодорог в рамках федеральной целевой программы.