Учителей в школах Ставрополья не хватает
Увы, ситуация типична для всей России. В Нижегородской области не хватает 724 педагогов. В Челябинской свободны 285 ставок, в основном – учителей иностранного языка…
Накапливался этот дефицит давно. Главная причина, по мнению большинства, с кем удалось поговорить, - низкая заработная плата учителей вообще, а молодых в особенности. Так, заместитель начальника отдела образования Невинномысска Наталья Сизова сообщила, что даже со всеми возможными надбавками начинающий специалист получает в среднем три с половиной тысячи рублей. В Невинке недостает преподавателей информатики, основ безопасности жизнедеятельности, физкультуры. (Замечу, специальности традиционно мужские). Но главная, как выразилась Наталья Михайловна, кадровая яма - «иностранцы». Прошлой весной, в надежде «рекрутировать» будущих учителей иностранного языка, она ездила в Пятигорск, обращалась в государственный лингвистический университет. Декан одного из факультетов ей посочувствовал, но сказал, что из 100 процентов его выпускников в школу не идут… 100 процентов. Похожая картина в вузах и с выпускниками факультетов информатики.
В Невинномысске сейчас строится дом для бюджетников, где будут и учительские квартиры. Есть муниципальные надбавки к зарплатам педагогов. Тем не менее моя собеседница выход видит в целевой подготовке специалистов с обязательной отработкой ими заранее оговоренного срока по месту распределения.
О необходимости обязать тех, кто обучается в вузе за счет бюджета, отработать несколько лет по распределению говорит и начальник отдела образования Благодарненского района Владимир Парфенов. В местных школах в начавшемся учебном году приступили к преподаванию семь молодых специалистов. А пенсионного возраста достигли 22 учительницы. Понятно, что с работы они не уходят, но… Процент пенсионеров в педколлективах района составляет 14 (среднекраевой – 17, а нормой считаются 10 процентов). Если пенсионеры уйдут, говорит В. Парфенов, все рухнет.
Благодарненский район в минобразе считают благополучным по закреплению молодых учительских кадров на селе, и не случайно. Только за последнее время здесь купили пять квартир для педагогов. Однако начальник отдела образования в разговоре со мной был настроен не особо благодушно. Привел недавний случай с молодой учительницей, которая уехала в Ставрополь, продает в каком-то салоне сотовые телефоны и зарабатывает 12 тысяч рублей. Даже если бы мы дали ей полторы ставки, сказал Владимир Васильевич, больше семи тысяч она не получала бы… В дефиците здесь те же учителя физкультуры, ОБЖ, физики. Не хватает преподавателей химии и русского языка. Дефицит восполняется перераспределением учебной нагрузки, но что такое работать на полторы-две ставки, знают только те, кто так работает.
Раньше на сельских учителей-мужчин распространялась отсрочка от армии. Многих выпускников педвузов это устраивало, они приезжали в село поработать год-два, а там, глядишь, некоторые женились и оставались в школе уже навсегда. Сейчас отсрочку убрали, парни отработают месяца три и уйдут служить. Вернутся ли, бог весть.
За три последних года, говорится в информации министерства образования СК, из 950 молодых специалистов, пришедших в образовательные учреждения края, по разным причинам выбыли 220 человек. В том же Невинномысске средний учительский возраст – 48 лет. Так что у нашей школы женское (и, увы, немолодое) лицо.
При этом только краевые институты и колледжи, готовящие учителей, в 2007 году выпустили 1848 человек. А есть еще выпускники университетов, у которых в дипломах также значится педагогическая специальность.
Некоторую надежду обещает введение новой системы оплаты труда бюджетников. Но во что оно выльется, пока никто в крае не знает. Между тем демографическая яма через несколько лет, возможно, будет преодолена – детей дошкольного и младшего школьного возраста ощутимо прибавилось.
Что будет с ямой кадровой?
26 сентября 2008 года