В Единой дежурно-диспетчерской службе Ставрополя кадровые проблемы
Недавно такие перемены произошли в краевом центре - МУ «Служба спасения» Ставрополя фактически лишилось одного из своих самых крепких подразделений - Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС), больше известной горожанам как «телефон 112». С первого августа постановлением главы города перешла ЕДДС в состав управления ГО и ЧС горадминистрации. И реорганизация не прошла без скандала. После этого из ЕДДС уволились шесть старейших опытных сотрудников: начальник службы Александр Глебов, его заместитель и все программисты.
Жить надо по закону
В управлении ГО ЧС администрации Ставрополя уверены: деятельность ЕДДС надо было привести в соответствие с федеральным законодательством.
- Когда в 1998 году в Ставрополе создавалась ЕДДС, не было еще нормативных документов, определяющих порядок функционирования службы, - поясняет ситуацию заместитель начальника управления Владимир Дзилихов. - Поэтому образовалась она на базе Службы спасения. Но уже в 1999 году вышел ГОСТ «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба», а в 2003 году – постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)». В соответствии с этими документами ЕДДС должно входить в состав органа, специально уполномоченного решать вопросы гражданской обороны и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Коим и является управление ГО ЧС администрации Ставрополя, а никак не муниципальное учреждение Служба спасения, которая, по сути, просто аварийно-спасательное формирование. Кроме того, по существующим нормам, ЕДДС является органом повседневного управления РСЧС, которой должны подчиняться все дежурно-диспетчерские службы города и организации, в том числе и спасатели. А в Ставрополе получилось, что ЕДДС подчиняется спасателям. Нонсенс: телегу запрягли впереди лошади.
Ломать - не строить
У ушедшей команды на этот счет иное мнение.
- Все, что говорят в управлении ГО и ЧС о необходимости приведения деятельности службы к федеральным стандартам - это тень на плетень, - уверен А. Глебов. - Ни в одном из тех документов, на которые ссылаются в управлении, не сказано, что ЕДДС должна входить в состав управления. Единственно, в ГОСТе есть ссылка, что ЕДДС может создаваться при управлении. Но она-то на момент выхода ГОСТа уже была создана. А в типовом положении о ЕДДС, разработанном на базе того самого постановления правительства РФ от 2003 года, прямо сказано: «ЕДДС создается на штатной основе и является структурным подразделением администрации муниципального образования. Общее руководство ЕДДС осуществляет глава муниципального образования. Возглавляет и непосредственно руководит единой службой начальник ЕДДС. Контроль (надзор) за деятельностью ЕДДС осуществляет орган местного самоуправления, уполномоченный решать задачи в области защиты населения и территории от ЧС и (или) гражданской обороны... Так что подчиняться служба должна напрямую главе города, а управление ГО и ЧС Ставрополя может только надзирать за ее деятельностью. Если бы ставропольскую ЕДДС, «отбирая» у Службы спасения, сделали самостоятельной единицей, как это, кстати, произошло в Краснодаре, вопросов бы не было. И мое личное мнение: чиновники просто захотели прибрать к рукам то готовое «золотое яичко», которое создали другие люди и довели до известного уровня совершенства.
В некоторой степени справедливость слов А. Глебова подтверждает утвержденный коллегией МЧС России акт инспекторской проверки, которую министерство проводило в крае в июне. В документе, в частности, говорится: «Структурным подразделением МУ «Служба спасения» г. Ставрополя является Единая дежурная диспетчерская служба с телефоном 010 - для стационарных и мобильных телефонов, и 112 - для мобильных телефонов. Эффективная работа ЕДДС основывается на эксклюзивном программном обеспечении... Целесообразно поручить ГУ МЧС России обобщить положительный опыт ЕДДС «Службы спасения» и распространить положительный опыт на службы ЕДДС края и Южного федерального округа... И ни слова о том, что ЕДДС «неправильно» входит в Службу спасения.
Ненужные люди
Кроме того, получилось так, что, переходя «под крыло» управления ГО и ЧС города, сотрудники ЕДДС существенно потеряли в зарплате: некоторые почти пятьдесят процентов. Из-за другой системы оплаты труда и тарифной сетки «полетели» все персональные надбавки, доплаты за оперативность и прочие денежные поощрения. Но, наверное, все же не денежный вопрос - главный. Ведь не уволились же, несмотря на потерю в зарплате при прежней нагрузке, рядовые диспетчеры и психологи. Роковую роль, на мой взгляд, сыграли межличностные отношения.
- Например, моему заместителю, человеку креативного мышления, отличному профессионалу и специалисту высокого уровня, предложили... должность диспетчера седьмого, самого низшего разряда. Соответственно, и зарплата ей «светила» мизерная, и обидно было, что так «высоко» оценили ее вклад в развитие службы, - говорит Александр Глебов. - Естественно, она отказалась и предпочла поискать иное место работы.
- А с чего вы решили, что бывшая заместитель Глебова была высококлассным специалистом? – парирует Владимир Дзилихов. - Мы вообще думали сократить ставку заместителя начальника: зачем нужен человек, который практически ничего не делает, только дублирует деятельность старшего смены и «включается» в работу только тогда, когда что-то происходит?
С таким утверждением можно поспорить. Ведь именно этот «ненужный человек» был одним из создателей информационной системы учета пострадавших, отлично «отработавшей» во время наводнения в 2002 году. Программа в своем роде уникальная: в ее базы данных были внесены не только имена, фамилии, отчества и адреса людей, пострадавших от стихии, но и информация о том, где они находятся в настоящий момент: то ли в полевом лагере в Барсуках, то ли в гостиницах в краевом центре, то ли уехали к родственникам, чьи адреса также в базах данных. То есть узнать судьбу гипотетического Ивана Ивановича Иванова из, допустим, станицы Барсуковской было делом нескольких секунд. И это существенно облегчило поиски потерявших друг друга в стихийной кутерьме людей: стоило только набрать телефонный номер оперативного дежурного, как можно было получить всю информацию об интересующем тебя человеке из Барсуков, Тоннельного, Кавминвод и т. д. Потом в эту же программу были внесены и данные о состоянии жилья пострадавших от стихии - это было необходимо для правильности и правомерности начисления компенсации за утраченное имущество.
И благодаря именно этому сотруднику были спасены герои нашумевшей в свое время истории – тройняшки Миша, Илья и Егор Самойленко и их мама (см. «Ангелы-хранители», «СП», 03.07.08.). Заместитель начальника ЕДДС сумела так скоординировать действия всех занятых в операции по спасению семьи служб, что и лекарство нашлось в столице, и московские спасатели подключились к его транспортировке, и контейнер с драгоценным грузом был доставлен в аэропорт, где специально задержали вылет рейса в Ставрополь.
Нужна реанимация
Но меня как жителя города во всех этих пертурбациях волнует другое: сейчас в ЕДДС нет ни директора, ни зама, ни положенных по штату программистов. И последнее, пожалуй, самое тревожное - а если вдруг «полетит» знаменитая программа ОСОДУ, которую создала команда программистов во главе с Глебовым, найдутся ли специалисты, способные оперативно «реанимировать» столь сложную компьютерную систему? Или диспетчерам придется вернуться к работе по старинке - с ручкой и блокнотом?
- Разве реформирование с первого августа как-то сказалось на жизни и безопасности горожан? Все работает в прежнем режиме без сбоев и накладок, - успокаивает Владимир Дзилихов. - А кадровый вопрос мы решим в ближайшее время - у нас уже есть кандидатуры на должность руководителей службы и найден один программист, но, правда, пока он не в штате. Но поддерживать в должном режиме работу объединенной системы оперативно-диспетчерского управления он вполне может. Что касается оплаты труда, то все потери в зарплате мы людям компенсируем - с сентября будем платить больше благодаря изменениям в разрядах.
Что ж, как говорится, поживем - увидим.
16 августа 2008 года