Семен Коган - всемирно известный дирижер выступил в Ставрополе
Его ждали давно, и вот наконец маэстро смог приехать в город, с которым подружился более двадцати лет назад. Новая встреча стала, несомненно, ярким событием культурной жизни края.
Чтобы читателю было понятно, какой это неординарный человек, стоит сказать о некоторых этапах творческой биографии Семена Аркадьевича. Едва окончив Ленинградскую консерваторию, он получает приглашение Омской филармонии приехать и организовать симфонический оркестр. Молодой, талантливый и амбициозный Коган берет с собой едва не весь выпуск консерватории - полсотни таких же молодых и талантливых музыкантов. В Омске его встречает сам первый секретарь обкома КПСС, в итоге оркестру сразу выдаются не только полный комплект инструментов, но и... 52 ордера на квартиры! И по тому времени факт мощный, а уж сегодня такое невозможно вообразить даже в мечтах...
За семь сибирских лет Коган вывел коллектив на самый высокий уровень, теперь это один из лучших оркестров страны. Вынужденный переехать по личным обстоятельствам (врачи советовали увезти жену в более теплый климат, сказалось ее блокадное детство) в Ростов, он не только активно работает со здешним симфоническим, но и преподает в консерватории - заведует кафедрой оркестрового и оперно-симфонического дирижирования.
Четыре года спустя на всероссийском конкурсе оба его оркестра - Омский и Ростовский - становятся победителями! Затем еще один поворот в биографии: во время гастролей в Италии Саратовского оркестра, пригласившего ставшего популярным Когана в качестве «тренера», происходит встреча с греческим консулом, который предложил Семену Аркадьевичу провести пару концертов с греческими музыкантами. Поездивший по миру маэстро, снискавший аплодисменты в Румынии, Болгарии, Турции, Чехословакии, Германии, принял предложение с интересом. Поехал в Грецию провести два концерта, а остался на одиннадцать лет! И вот вам самая наглядная оценка его работы с греческими музыкантами - именно ему доверили дирижировать оркестром на открытии Олимпийских игр в Афинах!
Ну а в Омске благодарные меломаны и ныне чтут своего первого дирижера, там учреждена премия имени Когана, которую он сам ежегодно вручает лучшим музыкантам. Особая страничка в биографии - дирижирование на lХ Международном конкурсе имени Чайковского: Коган «командовал» третьим туром пианистов - самым престижным, войдя в славную историю конкурса наряду с Кондрашиным, Рождественским, Светлановым, Темиркановым.
Однажды в дни гастролей в Японии дотошные японцы сняли целый 15-минутный фильм «Руки дирижера», запечатлев каждое движение маэстро за пультом. Так поразила их его манера дирижирования - властная и мягкая одновременно. Тот фильм стал учебным для новых поколений японских маэстро...
Почему же вдруг на его блистательном пути оказался Ставрополь? Ведь, если честно, наш край пока не отнесешь к сильным регионам в смысле процветания симфонической музыки. Так вот именно это и стало главным мотивом для Семена Когана!
- Когда известный маэстро приезжает выступить с высококлассным оркестром, имеющим богатые традиции, это, конечно, событие, но не решающее каких-то сверхпроблем и задач, - говорит Семен Аркадьевич. - С опытным коллективом легче - музыканты все играют, все умеют. А вот по-настоящему и сам маэстро проявляется, помогая подняться не очень известному оркестру, еще не имеющему больших наработок и репертуара. И когда такой оркестр начинает прекрасно играть - это дорогого стоит.
Коган убежден: дирижер «с именем» обязательно должен работать и с провинциальными коллективами, в этом по-своему отражается его гражданская позиция, его, если хотите, патриотические чувства. Это вам не в Лондоне или Париже выступать. Его друзья, узнав, что он едет в Ставрополь, удивились - после Афин и Милана?! Что там делать? На это маэстро отвечал: чувствую, что я там нужнее, чем в каком-нибудь блистательном оркестре. И еще позвали воспоминания о тех двадцатилетней давности гастролях Ростовского оркестра в Ставрополе: город, его люди произвели очень теплое впечатление. Целый месяц шесть раз в неделю шли концерты в Зеленом театре в парке и постоянно при огромном стечении народа. За этот месяц у музыкантов появилось здесь много друзей. Художник Чемсо даже написал тогда портрет маэстро, который теперь хранится у него дома.
- А нынче я узнал о том, что здесь появились энтузиасты, создавшие симфонический оркестр. И, приехав сюда, убедился, какие это самоотверженные, преданные музыке люди - и директор филармонии Валентина Викторовна Куникина, и художественный руководитель Юрий Газарович Каспаров. В условиях отсутствия в городе консерватории, не имея достаточного количества высокопрофессиональных музыкантов, не имея ни базы, ни больших денег (а создание оркестра требует серьезных средств!), они несут на своих плечах эту тяжкую, благородную, гражданскую, воспитательную миссию, - в голосе маэстро читается искреннее восхищение.
Словом, ставропольские встречи после долгого перерыва не разочаровали. Каждая репетиция приносила радость и дирижеру, и музыкантам. Можно сказать, что это были не просто репетиции, а своего рода мастер-классы. Потому что вместе они работали для города - сейчас и на перспективу. Семен Коган намерен обязательно продолжить это сотрудничество, кроме того, пригласил к себе в класс консерватории дирижера оркестра Андрея Абрамова. Хотелось бы провести мастер-класс в колледже искусств, встретиться со студентами факультета искусств гос-университета. И с руководством края, чтобы сказать о нуждах коллектива филармонии, о людях, которые здесь работают, о том, как им надо помочь.
- Эти люди совершают подвиг. Я знаю, как это тяжело, сам когда-то с нуля создавал симфонический оркестр в Омске. А потом важно еще и удержать сделанное. Свой симфонический оркестр Ставрополю надо беречь как дитя, оберегать его, не спугнуть на взлете... Я считаю, что восемь плановых концертов в месяц для молодого оркестра - слишком много, это все равно что младенцу велеть бежать километр или поднимать килограммы... Кроме того, надо увеличить дотации. Симфонический оркестр - чрезвычайно сложный творческий организм! Он не может, как попса, быстро заработать большие деньги... Говорится же, что искусство требует жертв. Ну если не жертв, то хотя бы достойной помощи. Не буду говорить, хороший или плохой певец Билан, но почему его приветствуют чуть ли не как национального героя, а между тем сколько побед настоящих у наших оркестров по всему миру. Разве они не прославляют нашу Родину? Мы сегодня, чтобы не потерять нашу молодежь, нашу культуру, даже - не побоюсь этого слова - страну, традиции, должны резко переменить вектор в отношении культуры. У государства появились деньги, и надо их тратить на то, что называется, национальным духом, национальной идеей. А это не Билан и не футбол, извините! Национальная идея - это высокое искусство, наши выдающиеся музыканты, художники, писатели... Вот почему я еду в провинции помогать, как делал и в Сибири, и в Саратове, теперь в Ставрополе.
Программу концерта в Ставрополе маэстро составлял вместе с Юрием Каспаровым, учитывая не только возможности оркестра, но и специфику аудитории, и даже время года: играть летом сложные крупные симфонии не стоит. Да и публику надо готовить к такому восприятию постепенно. Лучше взять произведения, на которых можно и оркестр научить. Поэтому остановились на классике.
- Мы взяли Моцарта - это наш бог, самый солнечный, самый любимый, самый душевный, самый близкий миру композитор, причем с ходом времени его музыка становится все более современна, - считает маэстро. - А Моцарта надо играть очень хорошо! Потому тщательно работали над каждым тактом, интонацией, общим строем, дирижерской аппликатурой, балансом оркестра. «Ночная серенада» Моцарта - это такая музыка, где негде «спрятаться» и сфальшивить! Взяли вальс из «Лебединого озера» Чайковского, он тоже не так прост. Как и «Раймонда» Глазунова, в исполнении которой надо, чтобы медная группа была «на своем месте», плавно вписывалась в оркестровую ткань.
Уже потом, после концерта, когда затихли восторженные овации зала, когда прозвучали благодарственно-прощальные речи, маэстро еще и еще раз будет повторять, как ему было интересно работать со ставропольскими музыкантами:
- Я давно заметил, что, когда сердце дирижера открыто музыкантам и они это видят, понимают (неважно, виртуозы они или нет), их сердца открываются навстречу. Это случилось у нас со ставропольским оркестром.Такое внимание, такая отдача!
Удивительное дело: при всем нынешнем господстве масс-культуры не лучшего свойства налицо и другое - симфоническая музыка на большом подъеме! В мире и в России. И у нас в Ставрополе «подрастает» хороший симфонический оркестр. Значит, назрело.
Будучи уже в солидном возрасте, маэстро Коган остается верен своей беспокойной профессии, много ездит по миру. Нынче уже успел поработать с оркестрами Италии, Турции, Греции, но и Россию не забывает, конечно. В сентябре его снова ждут в Греции - на открытии нового сезона, потом предполагается Франция... А главной любовью жизни Семен Аркадьевич с нежностью называет город Минск, добавляя при этом нотку печали:
- Наверное, нет человека, который бы больше, чем я, хотел объединения России и Белоруссии! До сих пор не понимаю, почему разобщены два братских замечательных народа, у которых и общие корни, и взаимная любовь друг к другу...
Какими главными качествами должен обладать дирижер, спросила я у гостя. Ответ был достаточно пространным, с экскурсом в историю и цитированием Римского-Корсакова, говорившего еще сто лет назад: в России все полезли в дирижеры, а взять в руки палочку - еще не значит дирижировать...
- И до сих пор сия «болезнь» жива, - сетует маэстро. - У нас в стране есть два великолепных музыканта (не буду называть их фамилии), которые забросили инструменты и стали дирижировать - увы, плохо. Не надо этого делать! Дирижером надо родиться! Как надо родиться хорошим врачом, ученым, педагогом. Без призвания нечего делать за пультом. Иначе ты приносишь страдания музыкантам, они вынуждены тебя терпеть, поскольку ты над ними начальник. Наносится вред музыке, людям, культуре. А еще надо иметь большое человеческое сердце, уметь прощать, но и требовать. В последние годы у меня появился недостаток, который многие называют достоинством: я стал сильно сердечным к музыкантам, жалостливым. Вот женщина одна с ребенком, бьется в бытовых проблемах, ей не до игры... Стараюсь беречь стариков, отдавших оркестру десятки лет жизни. Ну и что, что ему 70 лет? А его отношение к делу дисциплинирует молодежь, создает благоприятную ауру для творчества, оптимальное сочетание молодости и опыта! Третье качество - конечно, талант! И работоспособность. И полностью посвятить себя оркестру! Всего. Без остатка. Это не только репетиции, но и все заботы людей - детский сад ребенку, лекарства теще, помирить мужа с женой... А есть еще студенты в консерватории. А вечером должен пойти на концерт коллеги, послушать. И быть выше всех дрязг, случающихся и в коллективе, и во властных кругах...
Семен Аркадьевич вдруг умолк, потом улыбнулся и подвел оптимистичный итог:
- А вообще-то музыканты – счастливые люди, живут в мире Музыки. Мне друг, генерал милиции, завидует: ты каждый день общаешься с Бетховеном и Моцартом, а я с уголовниками и бандитами...
Остаются ли силы и время для хобби? Как удается отвлекаться? Маэстро всю жизнь хранит любовь к поэзии: «Могу часами сидеть с книгой Пушкина, Фета, Тютчева, Мандельштама...». Любит футбол, но - хороший! Это если футбол - как симфония, в которой есть вступление, есть главные «партии» и связующие, есть партитура игры. Раньше каждый день пробегал по несколько километров, для начала бросив курить. Было это 27 января 1984 года... Памятная дата... «Как забудешь - до сих пор хочу курить!» - весело и хитро прищуривается маэстро...
Ставропольские коллеги долго не отпускали Учителя, как они окрестили Семена Аркадьевича. Теперь ждут следующего - обещанного! - приезда, планируют устроить ему встречу со студентами. А еще с нашим губернатором, которому маэстро так много хочется сказать - о музыке и музыкантах.
11 июля 2008 года