Фермеры могут уничтожить поголовье скота из-за снижения закупочных цен на молоко
Ситуация сама по себе не нова. Снижение цен на сырое молоко – явление сезонное, которое случается в России каждый год. Июньское предложение молока всегда резко увеличивается, при этом потребительский спрос на молочную продукцию летом традиционно падает.
Но только ли чистой психологией можно объяснить настораживающую реакцию фермеров, отправляющих на убой молочных буренок? На этот раз ситуация осложняется целой вереницей проблемных моментов.
Так, по наблюдениям животноводов, привычное сезонное удешевление произошло в этом году почти на месяц раньше обычного – только в преддверии естественного увеличения надоев. Коров к тому времени еще не успели толком перевести на зеленые корма. К тому же цены на сырое молоко на этот раз снизились очень быстро. Литр ставропольские фермеры сейчас вынуждены отдавать в среднем за шесть-восемь рублей. Причем, как поясняет руководитель ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Буденновского района Василий Прохоров, фермеров не спасают даже субсидии из краевого бюджета: на каждый литр сданного молока край «накидывает» всего рубль. Оптимальная же цена, которая при нынешней инфляции устроила бы производителей, достигает уже 12-14 рублей за литр: существенно сказалось подорожание ГСМ и кормов.
Кроме того, оказывается, что ту же «рублевую господдержку» сейчас не так просто получить. Требования к хозяйствам, претендующим на помощь из бюджета, постоянно ужесточаются, рассказывает глава одного из фермерских хозяйств Петровского района Александр Свистухин. «В поза-
прошлом году узнавал, как оформить дотацию, - говорит он. - В администрации района сказали, что для этого нужно было иметь минимум 50 голов. Мне условия подходили, в прошлом году решил оформлять, но оказалось, планку подняли до ста. А в нынешнем еще выше – до 150. Получается, что только крупнейшие хозяйства могут рассчитывать на помощь»...
В краевом совете Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России подтвердили, что проблема снижения закупочных цен на сырое молоко этой весной встала очень остро. И угрозы фермеров об уничтожении буренок уже претворяются в жизнь: численность поголовья снижается. Правда, руководители животноводческих КФХ в большинстве случаев пока не идут на крайние меры, хотя заявления о выходе из «игры», то есть переориентации хозяйств на растениеводство, звучат регулярно.
В министерстве сельского хозяйства СК, комментируя ситуацию с диспаритетом цен на молоко, категорически не согласны с такой позицией. Мол, под нож «кормилиц» пустить легче всего, нужно искать другие способы разрешения ситуации и учиться приспосабливаться к правилам рынка.
К слову, в один ценовой капкан все игроки «молочного» рынка попали еще раньше. Напомним, в октябре 2007 года были отменены таможенные пошлины на молочную продукцию, ввозимую из Украины и Белоруссии. В краевом минсельхозе подтвердили, что объем поступлений украинского и белорусского масла и сыра на ставропольские рынки заметно увеличился. Кроме того, чтобы компенсировать сокращение рентабельности, некоторые молокопереработчики воспользовались снижением цен на сухое молоко и стали использовать его вместо сырого. Склады в результате оказались затоварены. Так, остатки масла, сыра и творога на перерабатывающих предприятиях Ставрополья сейчас оцениваются в сумму порядка четырехсот миллионов рублей. Что опять же негативно отражается на экономическом благополучии перерабатывающей отрасли и оставляет не у дел краевых производителей.
В связи с этим надежды на некоторое выравнивание ситуации появились с недавним утверждением техрегламента на молоко и молочную продукцию. Он, в частности, запрещает продажу молока, произведенного из сухих ингредиентов под маркой «молоко», и обязывает снабжать такую продукцию названием «молочный продукт».
28 июня 2008 года