Дмитрий Еделев: Курс на принятие социально ориентированных законов
Подробнее о социальном векторе деятельности корреспонденту «СП» рассказывает председатель Государственной Думы Ставропольского края Дмитрий Еделев.
- На заседании Думы принят весьма многообещающий краевой Закон «О государственной поддержке приемной семьи». Можно ли в связи с этим сказать, что меняется концепция решения проблем сиротства?
- Осиротевшие дети были во все времена. И если еще десятилетие назад можно было сослаться на сложные экономические и политические обстоятельства, то сегодня, наконец, наступили такие времена, когда нас просто никто не поймет, если не сделаем все возможное, чтобы облегчить их судьбу. Сегодня главная ставка на уменьшение числа воспитанников детских домов. Согласитесь, гораздо лучше, гораздо комфортнее они себя почувствуют в приемных семьях. И если раньше немногие могли взять к себе ребенка главным образом из-за материальных причин, опасаясь не прокормить маленького человечка, то теперь ситуация выстраивается принципиально иная. Государство готово оказать реальную помощь, увеличив все виды пособий приемным семьям. Мне приятно говорить о том, что новый краевой закон закрепляет значительно «потяжелевшие» показатели помощи приемным семьям.
- На сколько потяжелевшие?
- Судите сами. За одного ребенка приемные родители в виде оплаты их труда получают 3000 рублей в месяц. Но если раньше за второго и каждого следующего приемного ребенка они получали половину этой суммы, т. е. 1500 рублей, то уже с июня вознаграждение вырастает до 3600 рублей. Более чем в два раза. За воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, ребенка с отклонениями в развитии или ребенка-инвалида оплата составит 4500 рублей. К этому надо добавить немалые суммы ежемесячных выплат приемным родителям на содержание ребенка. То есть на его одежду, обувь, питание, приобретение оборудования, оплату коммунальных услуг, санитарно-гигиенических принадлежностей, санаторно-курортного лечения, летнего отдыха. А это еще от восьми тысяч рублей и более, в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.
Если же в семье трое и более детей, считая и своих, и приемных, то такая семья получает статус многодетной, а вместе с ним и право на ряд льгот: на 30 процентов меньше платит за воду, отопление, канализацию, газ, электроэнергию. Дети в таких семьях до шести лет по рецепту врача бесплатно получают лекарства. А школьники бесплатно пользуются общественным транспортом на городских, пригородных, внутрирайонных маршрутах.
- Вы ставите амбициозную задачу по ликвидации в крае детских домов?
- Впервые появились такие условия. И грех этим обстоятельством не воспользоваться. Государственная поддержка на одного ребенка равна сумме двух прожиточных минимумов. Простите мне эту экономическую лексику, но таким образом институт приемной семьи мы делаем рентабельным. Если раньше потенциальный приемный родитель волновался, сможет ли прокормить ребенка, то теперь эта тема снята: ребенок сам себя прокормит, учитывая размер государственной поддержки. Согласно статистике, реализация всех мероприятий по демографической политике позволила значительно увеличить количество детей, переданных на воспитание в семьи. Сейчас в крае 53 приемные семьи. В них воспитывается 169 детей. Для сравнения: два года назад цифры были соответственно 17 и 68. Рост почти втрое! При таких темпах решения проблемы с этой, как вы говорите, амбициозной задачей мы, безусловно, справимся. Четыре детских дома в крае уже закрыты. Более того, в скором времени в подкрепление закона о приемных семьях будут приняты и другие. На ту же тему. В этом ряду, в частности, планируемый к рассмотрению Думой в ближайшее время законопроект об усыновлении. Если всех сирот устроим в семьи, обеспечим не только их будущее, но и будущее нашего края. Чем меньше отверженных обществом, тем выше его человеческий и экономический потенциал. У нашего края есть все условия для того, чтобы стать одним из самых успешных регионов не только Южного федерального округа, но и России. Во многом это зависит от тех, кто сегодня пока растет и умнеет.
- Но не превратится ли усыновление в бизнес, учитывая возросшие суммы господдержки?
- Законодатели, безусловно, подумали и об этом. Конечно, нереально обеспечить стопроцентный контроль за жизнью ребенка в приемной семье. Но вместе с тем органами опеки и попечительства уже выработана система стандартов, которая призвана максимально защитить ребенка, не отдать его в плохие руки. И эта система будет совершенствоваться. Сбои не исключены. Но ошибок не бывает только у тех, кто не работает. Поэтому нет смысла останавливаться на полпути. Более того, государство намерено также взять на себя и заботы об образовании приемных детей. Другими словами, любые издержки большой государственной программы можно смикшировать, принять «поправочные» меры, а вот откладывать в долгий ящик помощь детям-сиротам нельзя ни в коем случае.
- Собственно говоря, нет никакого эффекта неожиданности в том, что принят еще один социальный закон. Думцы четвертого созыва начали с того, что ввели региональное звание ветерана труда с льготами на уровне федеральных - увеличили в три раза детские пособия для социально незащищенных семей, повысили стипендии для студентов вузов и техникумов. Но в прошлом году подобная деятельность шла под флагом «справедливости». А нынче под каким? И нужно ли сегодня партии «Единая Россия», к которой вы принадлежите, абсолютное большинство в парламенте?
- Знаете, далеко не все депутаты, состоящие во фракции «ЕР», имеют партийные билеты, много таких, кто пришел к нам, потому что поддерживает «Стратегию-2020», или план Путина, разделяет взгляды нашей партии на будущее Ставрополья. Однако это не означает, что думцы, входящие в другие партийные фракции, против. Сегодня депутатский корпус работает как никогда слаженно. Если сравнить парламент с ромашкой, то «Единая Россия» выполняет роль сердцевины цветка. А все остальные фракции - это лепестки. Все подписали соглашения о сотрудничестве с фракцией «ЕР». Это не формализм, но дополнительная гарантия того, что дальнейшая наша работа будет согласованна, направлена на улучшение социально-экономической ситуации в крае. Тем более что сегодня нет уже никакого противостояния с исполнительной властью.
- Именно по этой причине думцы вернулись практически на исходные «уставные» позиции? Было время, когда никто не хотел уступать, единым фронтом шли за внесение поправок в краевой Устав, не останавливаясь даже перед судебным разбирательством. Собственно дело дошло-таки аж до высшей инстанции – Конституционного суда. Если бы не решение депутатов, состоявшееся на недавнем внеочередном заседании Думы, пришлось бы судиться двум ветвям власти.
- Нет ничего противоестественного в том, что депутаты на внеочередном заседании парламента проголосовали за отмену внесенных ранее поправок, за исключением некоторых. Депутатский корпус хоть в регионах, хоть на уровне Федерации априори всегда обладает легкой оппозиционностью по отношению к исполнительной власти. А на тот момент, когда первоначально предлагались изменения в Устав, ситуация была просто аховая. За два года четыре раза произошли капитальные кадровые пертурбации в правительстве края. У депутатов не случайно возникло ощущение: министры и замы, даже вице-губернаторы (такая должность теперь исключена Уставом) сменяются с той же быстротой, как станции в метро, а отсюда и множество непродуманных решений, которые не принесли ничего полезного. Эта тревога за судьбу края и заставила на тот момент так настойчиво бороться за ужесточение процедуры вхождения во власть, увеличить число согласуемых на должность замов председателя правительства. И это было правильно. Но зачем же сегодня разводить лишнюю бюрократию, тем более судиться двум ветвям власти, которые уже нашли общий язык?
- Для детдомовских, полагаю, это тоже хорошо?
- Общеизвестно, чем меньше споров и крепче взаимопонимание, тем больше времени остается для работы.
18 июня 2008 года