Ольга Руденко – президент адвокатской палаты Ставропольского края
О жизни и заботах профессиональных защитников корреспондент «Ставропольской правды» беседует с президентом адвокатской палаты Ставропольского края, членом Совета Федеральной палаты адвокатов России Ольгой Руденко.
– Ольга Борисовна, недавно адвокатская палата отпраздновала новоселье. Теперь у вас появилось собственное помещение, что хорошо. И повод у обывателей еще раз поговорить о том, что, мол, адвокаты «продажные» на неправедные деньги, полученные за защиту убийц, насильников, разбойников и так далее, что, несомненно, плохо. Как вы относитесь к таким разговорам?
– С возмущением. Вот вы любите свою работу?
– Люблю.
– И я люблю. И сотни членов нашей адвокатской палаты любят. И честно работают. Да и, в конце концов, кто дал право лишать (пусть оступившихся людей, пусть преступников) последней надежды – права на защиту. Оно, кстати, гарантировано Конституцией России. То есть в деятельности адвокатуры сочетаются частный интерес конкретного человека, защиту прав которого осуществляет адвокат в Ставрополе, и публичный интерес общества, направленный на соблюдение законности, права и свобод людей. Проще говоря, адвокатура – инструмент гражданского общества, которым оно способно наиболее эффективно контролировать соблюдение государством прав и конкретного человека, и юридических лиц.
– И все-таки в нашем – современном российском – обществе адвоката зачастую воспринимают как человека, защищающего преступника и желающего любыми способами помочь ему уйти от ответственности…
– А милиционера воспринимают как «оборотня в погонах», судью – как мздоимца, журналиста – как продажного писаку…
– Аргумент, однако… И все-таки, что с таким восприятием делать применительно к вашей профессии?
– Ожидаете, что скажу: бороться за чистоту своих рядов, что мы, кстати, и делаем, поднимать престиж профессии?
– Ну, да, что-то в этом роде и ожидаю.
– Я отвечу по-другому: обратиться к истокам.
– Чего?
– Нравственных норм, которые определяют поступки каждого человека и в жизни, и в профессии – к Библии.
– Типа: «Не судите и не судимы будете»?
– Вовсе нет. Можно вспомнить книгу пророка Исайи: «Научитесь делать добро, ищите правды». Согласитесь, звучит в унисон нашей профессии. Это нормы прописаны и в современном российском законодательстве об адвокатуре – об обязательном участии защитника в уголовном судопроизводстве, об оказании бесплатной юридической помощи, о невозможности для адвоката отказаться от принятой на себя защиты.
– Но можно вспомнить и другой библейский постулат: «оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость перед Богом».
– Честно скажу, достаточно проблемный тезис для нашей профессии, поскольку защитник, подчеркну, обязан, когда тот вину не признает, доказывать невиновность своего подзащитного. И особенно тогда, когда адвокат назначен защищать. Как в таком случае выполнить профессиональные обязанности и не согрешить?
– Ольга Борисовна, напомню, что вы были назначены защищать одну из чеченских террористок, взорвавших Пятигорский железнодорожный вокзал. Я тогда видела вашу работу в этом процессе (напомню читателям, что на судебных слушаниях было всего два журналиста, один из них из СП»), она мне показалась очень нелегкой. Как вы решили для себя тогда эту дилемму?
– Очень не люблю вспоминать этот процесс и не хотела бы обсуждать профессиональные секреты, но, если вы помните, заканчивал судебные слушания другой адвокат – из Чеченской Республики. Впрочем, такая ситуация, скорее, исключение, чем правило. Во всех остальных – у адвоката есть свобода выбора, так сказать, нравственный императив. Кстати, так поступили адвокаты, отказавшиеся защищать террориста Кулаева, участвовавшего в нападении на бесланскую школу.
На мой взгляд, весьма созвучна Библии и статья 10 Кодекса профессиональной этики адвоката: «Закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя. Никакие пожелания, просьбы или указания доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных настоящим Кодексом, не могут быть исполнены адвокатом». И, поверьте, по такому принципу живу и работаю и я, и мои коллеги.
– А откуда же тогда все-таки обывательские разговоры (сиречь, мнение гражданского общества) об адвокатах-конвертоносцах с деньгами?
– А вам не кажется, что вы уже сами ответили на свой вопрос? Если есть адвокаты-конвертоносцы, то они их куда-то или кому-то носят. Я считаю, очень несправедливо, если кто-то берет такой конверт (милиция, прокуратура, суд), обвинять в этом только адвоката. Давно настало время разобраться в этой проблеме. Со всеми участниками процесса. Только ни я, да и никто не знает, как это сделать…
– Проблема между тем называется «коррупция». И, честно скажу, меня не вдохновляет даже желание президента России Дмитрия Медведева разрешить ее.
– Давайте не будем пессимистами, если есть болезнь, рано или поздно найдется метод лечения.
– Ваши бы слова да Богу и президенту России в уши. Впрочем, я вас, кажется, утомила претензиями. Адвокатская палата Ставропольского края работает уже шестой год. Вы, на мой, и не только мой, взгляд, очаровательная женщина, ею руководите по-мужски твердо. Легко ли это?
– Вы спрашиваете, как Дед Мороз в сказке: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красавица», а сам все снежку подсыпает. Я очень люблю свою работу. И мне легко руководить моими коллегами, которые ее тоже любят. Я благодарна им за то, что 22 ноября 2002 года на общем собрании они избрали меня своим президентом. Я горжусь тем, что у истоков создания и становления адвокатуры Ставропольского края стояли замечательные люди, большие профессионалы, такие, как известный правовед Борис Дашевской, тем, что у нас проходил стажировку и работал адвокатом Анатолий Собчак. Сейчас наша палата объединяет более 1300 адвокатов, работающих для жителей края. И, знаете, чтобы развеять миф о наших «безумных» заработках, скажу, что около половины от общего количества юридической помощи оказывается адвокатами края бесплатно.
– Верю, верю… Вчерашний и сегодняшний Интернет полон сообщениями о том, что в эти дни в Пятигорске адвокаты края вместе со Ставропольской региональной общественной благотворительной организаций (СРОБО) «Вера, Надежда, Любовь» проводят семинар, где планируется рассмотреть вопросы дисциплинарной ответственности адвокатов, ведения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации, участия адвоката-защитника в суде присяжных, а также обсудить судебную практику рассмотрения гражданских дел и актуальные вопросы признания недействительными сделок.
– Адвокатская палата сотрудничает с этой организацией с 2000 года, совместно с ней ежегодно проводятся научно-практические конференции и семинары с участием видных представителей российской правовой науки, юристов-практиков, представителей правозащитных организаций, государственных учреждений.
Подчеркну, одним из приоритетных направлений деятельности нашей адвокатской палаты является сохранение лучших традиций российской адвокатуры, в том числе и тех, которые связаны с милосердием и благотворительностью, – это пожертвования в различные фонды и активная меценатская деятельность. Добрые дела и благотворительная деятельность адвокатов Ставрополья не остались не отмеченными. В 2005 году адвокатская палата Ставропольского края занесена на Доску почетных дарителей и меценатов Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве (кстати, Прозрителев был присяжным поверенным, то есть нашим коллегой). При поддержке палаты стал возможным выпуск книг, посвященных 100-летию музея и историческим символам Кавказа.
– Помнить свое прошлое – всегда почетно. В июле 2006 года была открыта музейная экспозиция «Страницы истории Ставропольской адвокатуры». Адвокатская палата Ставропольского края первой в России создала и собственный музей адвокатуры…
– Целью создания нашей экспозиции, прежде всего, стала необходимость передать молодым поколениям подлинные ценности профессии адвоката. Теперь претендентам, получившим статус адвоката, перед принесением присяги на заседании Совета адвокатской палаты проводится экскурсия по музею. С первых шагов своей профессиональной деятельности молодые адвокаты ощущают значимость адвокатуры как института гражданского общества, ответственность за будущее своей корпорации. За общество. За людей. Нравственность, совесть, честь – это то, что определяет нашу, да и не только нашу профессию.
31 мая 2008 года