Алиментарная безответственность
Семечек стакан
Наташа - из тех светлых людей, к которым с первого взгляда чувствуешь расположение: приветливая, улыбчивая, опрятная, она словно излучает обаяние и оптимизм. Она без мужа растит двух дочек-погодков: шестилетнюю Лену и пятилетнюю Свету. Отец девочек, Владимир, бросил жену с двумя малышками на руках, когда младшей едва исполнилось девять месяцев. Супружеская жизнь пошла под откос как раз после рождения Светланки. Отец, надеявшийся, что родится мальчик, не вынес такого «удара».
- Он Светланку даже на руки отказывался брать, - с горечью вспоминает Наталья. - Со старшей дочерью возился, а к малышке и не подходил. Ну, а потом собрался и ушел...
С тех пор о папаше, перебравшемся в другое село, - ни слуху ни духу. Дочек он ни разу не проведал, ни копейки на их содержание не дал. Какой это каторжный труд - в одиночку поднимать двух девочек, Наташа знает не понаслышке. Сказать, что она с дочками живет более чем скромно - не сказать ничего. Саманную хатенку с земляными полами, где из всех удобств только газопечное отопление и водонапорная колонка во дворе, женщине удалось купить, взяв в колхозе кредит - 20 тысяч рублей. Эту «громадную» сумму Наташа отдает в рассрочку - при ее зарплате разнорабочей в 1,5-2 тысячи расплатиться с кредиторами дело не простое. А еще надо платить за коммунальные услуги, за детский садик, да и есть-пить что-то надо... К тому же у младшей дочери обнаружилось врожденное заболевание кожи, лечить которое берутся лишь в краевом центре. Только на дорогу в Ставрополь и обратно у женщины уходят совершенно неподъемные для семейного бюджета суммы, не говоря уже об остальных медицинских расходах...
- Неужто вам никто не помогает? - не понимая, как эта хрупкая женщина справляется со всеми трудностями, спрашиваю я. - Ни ваша родня, ни родители мужа - девочки-то им не чужие, родные внучки?
- Володин отец приезжал пару раз уж не знаю для чего, выпивши сильно был. Так погорланил, обругал меня и уехал. Мои родители давно в разводе, мама чем может помогает, только у нее у самой с деньгами совсем не густо, а отец - ничем.
- Как это ничем? - встревает в разговор старшая дочь Наташи, Лена. - Он нам семечки покупает, ну и иногда мороженое...
От этих «семечек», которые для дочерей Наташи - полноценный гостинец от родного деда, комок в горле. Девчонки в отличие от многих своих сверстников «благодаря» беглому папе лишены многого того, что считается нормой в других семьях. Даже телевизор появился совсем недавно - подарили добрые люди. Наталья долго крепилась, прежде чем подать в суд на супруга на алименты. Этот шаг был шагом отчаяния.
Неплательщик
- На основании судебного приказа, с 18 февраля 2004 года отец Лены и Светы должен был выплачивать на их содержание одну треть со всех видов заработка, - рассказывает судебный пристав-исполнитель Труновского районного отдела УФССП по СК Ирина Стрельникова. - Однако он с момента вынесения судебного приказа алименты не выплачивал ни разу. Несколько раз мы предупреждали его о возможности привлечения к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов, но должных выводов должник так и не сделал.
На сегодняшний день его задолженность по алиментам составляет более 240 тысяч рублей. Поэтому дознавателем службы судебных приставов возбуждено уголовное дело по статье 157 УК РФ («Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей»).
Несмотря на то, что Владимир является трудоспособным лицом, он нигде не работал и не работает. А столь громадная задолженность, которая образовалась у него по алиментам, обусловливается законом, согласно которому с неработающих алиментщиков удерживаемые средства на содержание детей рассчитывают, исходя из среднестатистической зарплаты.
В то, что отец-кукушка проникнется родительскими чувствами к брошенным дочкам, мне лично верится с трудом. Ведь несмотря на то, что с Наташей они официально не разведены, у Владимира нынче уже другая семья, где успели родиться трое детей. Но и это не заставило его взяться за ум и начать трудиться. Поэтому судебные приставы буквально заставили Владимира стать на учет на бирже труда, чтобы удерживать в пользу Лены и Светы хоть какие-то деньги из причитающегося ему пособия по безработице.
Голь на выдумки...
Проблема уклонения от уплаты алиментов сегодня стоит в России необычайно остро. По некоторым оценкам, более 10 миллионов детей живут в неполных семьях и вправе рассчитывать на «вклад» в их воспитание и содержание со стороны ушедшего родителя. Но только 10 процентов таких пап и мам считают себя обязанными перед своими детьми. Остальным «напоминают» о родительском долге судебные приставы. Только на Ставрополье с начала года на исполнении у приставов находилось более 21 тысячи «алиментных» исполнительных производств, дознавателями Управления по краю возбуждено 190 уголовных дел за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей, общая сумма долга по которым составила более 15 миллионов рублей. 125 дел по ст. 157 УК РФ уже передано в суд. Но ни судебные преследования, ни уголовные дела не пугают неплательщиков. Расставаться с «кровными» деньгами, пусть даже в пользу своего чада, они не спешат. Но и приставы не дремлют - в Управлении мне рассказали поучительную историю, когда нерадивый папаша, задолжавший более 170 тысяч рублей алиментов, приехал к приставам на новом автомобиле, а ушел на своих двоих. Это случилось в Невинномысске: некий гражданин Н., разведясь с супругой и женившись во второй раз, вычеркнул из памяти тот факт, что в «старой» семье у него остался маленький сын. Из-за «склероза» алименты на содержание мальчика он перестал платить еще в 1999 году. Экс-супруга обратилась в суд, который постановил взыскать с Н. всю сумму задолженности. Однако получить денежки оказалось делом нелегким: добровольно расставаться со сбережениями Н. не желал, на прием к судебному приставу-исполнителю не являлся. А когда его все же принудили почтить своим присутствием Невинномысский городской отдел УФССП по СК, завел «песню про белого бычка»: дескать, денег нет, имущества, которое можно продать, тоже, так что платить алименты не с чего. Но в материалах исполнительного производства уже лежала справка из ГИБДД, что на имя должника зарегистрирован легковой автомобиль. На вопрос, есть ли у него личный транспорт, Н. ответил отрицательно, хотя его новенькая машина, на которой он прикатил на прием, в этот самый момент стояла под окном отдела и от пристава этот факт не ускользнул. Автомобиль был тут же арестован. Теперь, если гражданин не погасит алиментный долг, ребенок получит положенные ему по закону выплаты после реализации транспорта родителя.