Миграционные процессы в регионе Кавказских Минеральных Вод
Для особо охраняемого эколого-курортного региона тема миграционной политики чрезвычайно остра и актуальна, подчеркнул в своем выступлении первый заместитель председателя ПСК, руководитель администрации Кавминвод Виталий Михайленко. За последние годы на Кавминводы, спасаясь из «горячих точек», на постоянное место жительства прибыло огромное количество людей. И это нормально - при условии, что миграционные процессы проходят цивилизованно, то есть являются легальными и контролируемыми.
В целом проблему миграционных процессов у нас в крае можно разделить на два аспекта – это урегулирование трудовой миграции и противодействие незаконному въезду и легализации на территории Ставрополья иностранных граждан.
Как отметил в докладе руководитель Управления федеральной миграционной службы РФ по СК А. Бойков, за последние пять лет в города и районы края прибыли более 150 тысяч человек. И практически каждый третий – на Кавминводы! В 2007 году в курортном регионе зарегистрированы более 50 тысяч иностранных граждан – 62% от общекраевого вала. И это только официальная статистика, которая показывает картину легальной миграции. Что творится «в глубинах», можно судить лишь приблизительно - только за первый квартал текущего года в регионе КМВ выявлено более тысячи случаев нарушения миграционного законодательства. А сколько еще «просочилось», минуя контролирующие органы?
Наиболее интенсивный обмен мигрантами в крае происходит с соседними субъектами ЮФО – Дагестаном, КЧР, КБР, Северной Осетией, Чечней, Калмыкией. Однако соседями все не ограничивается – в край активно едут люди со всей России, ближнего и дальнего зарубежья.
Оседают мигранты, помимо КМВ, преимущественно в Ставрополе, Невинномысске, Буденновске, Изобильненском, Грачевском, Новоалександровском, Советском и Курском районах. В подавляющем большинстве это люди трудоспособного возраста и с желанием заработать. Чаще всего мигранты задействованы на стройках, рынках, в сельском хозяйстве. Многие из них пользуются услугами теневых посредников при устройстве на работу. Нелегалам-иностранцам кажется, что выгоднее работать не платя налоги, а иным работодателям тоже удобнее держать «подснежников» и платить им черным налом, чем официально брать иностранца на работу и предоставлять ему полный пакет социальных услуг. В результате человек, являясь абсолютно бесправным, становится прекрасным объектом для эксплуатации и поборов. А ежели попадется, то в ожидании выдворения из страны будет помещен в изолятор временного содержания – за неимением специальных центров. То есть будет сидеть и месяц, и два, пока его не отправят домой. Но ведь он не уголовный преступник, его правонарушение – административное, возмущался консультант аппарата Уполномоченного по правам человека по СК Юрий Костюков. И у него тоже есть права! Значит, нужно озаботиться созданием центров для лиц, подлежащих депортации.
А. Бойков считает, что без объединения усилий всех заинтересованных структур, без развития на КМВ инфраструктуры по работе с трудовыми мигрантами проблему не решить.
- Главенствующая роль в этих вопросах должна отводиться местным администрациям, – сказал он. - В качестве первого шага необходимо включить наши подразделения в работу местных администраций. Мы видим будущее в развитии тесного сотрудничества, в том числе и по созданию инфраструктуры по работе с мигрантами. Назрела необходимость принятия целевой программы по регулированию миграционных процессов на основе межведомственного взаимодействия. Аналоги таких программ успешно реализуются в других регионах России.
О том, до какой степени ситуация тревожна, рассказал начальник подразделения УФСБ РФ по СК полковник Юрий Затонский. Несмотря на принимаемые меры, в частности, на квотирование иностранной рабочей силы, в крае и в регионе КМВ продолжает постоянно находиться значительное количество иностранных граждан с различными нарушениями миграционного законодательства, приехавших якобы с целью трудовой деятельности или на обучение. Причем анализ показывает, что большей частью это люди, не имеющие никакой трудовой квалификации и опыта работы и по этой причине не нашедшие применения у себя на родине, а подчас и виновные в правонарушениях и преступлениях.
- В этой связи соответствующим органам власти есть смысл рассмотреть возможность перехода от простого квотирования иностранной рабочей силы к квотированию по профессиям с учетом трудового стажа, – подчеркнул Ю. Затонский. - Предпочтение должно отдаваться наиболее дефицитным профессиям в высокотехнологичных областях. Отдельного внимания заслуживают иностранные студенты – здесь мы сталкиваемся с массовыми фактами занятий незаконной трудовой деятельностью. Причем не в свободное от учебы время, а вместо нее. Все чаще встречаются случаи, когда прибывшие на обучение иностранные граждане занимаются преступной деятельностью - торговлей оружием и наркотиками и даже участием в незаконных вооруженных формированиях.
По словам Ю. Затонского, увеличивающийся въезд незаконных мигрантов в регион КМВ реально угрожает его безопасности. На фоне снижения численности коренного населения наблюдается процесс его постепенного замещения мигрантами – в первую очередь из стран Закавказья, Центральной и Юго-Восточной Азии. Изменение исторически сложившегося в регионе этнического баланса создает объективные предпосылки для обострения межнациональных отношений. Массовое незаконное использование дешевой рабочей силы на основе национальных кланов серьезно тормозит экономическое развитие региона, приводит к образованию криминальных сообществ из числа новых для КМВ этносов.
- Сегодня мы можем констатировать существование в регионе афганских, вьетнамских, китайских и других преступных группировок, – заявил Ю. Затонский, - и прогнозировать передел сферы влияния. Например, мы располагаем данными о намерениях представителей китайской диаспоры скупать с использованием подставных лиц сельскохозяйственные угодья. Зная отношение коренного населения к земле, нетрудно представить, к каким последствиям это может привести. Тем более что миграционные процессы, состояние межнациональных отношений в Ставропольском крае находятся под пристальным вниманием деструктивных сил внутри страны и иностранных спецслужб. В связи с этим нужно ужесточить регулирование трудовой миграции, исключить возможность использования иностранными гражданами подложных документов при получении разрешения на временное проживание, отработать механизмы выдворения незаконных мигрантов.
Итогом заседания стало подписание соглашения о взаимном сотрудничестве в сфере оказания государственных услуг населению между руководством краевой миграционной службы и администрациями Ессентуков и Пятигорска. Первый шаг сделан.
30 апреля 2008 года