ЕГЭ, школьные медали и победы на олимпиадах - что даст право льготного поступления в вуз
Тем не менее в олимпиадном движении акцент с бескорыстной любви к учебному предмету давно уже смещается в сторону куда более прагматичную: победители получают право быть зачисленными в вуз на льготных условиях. Учитывая нескрываемые намерения Министерства образования и науки РФ в скором времени лишить медалистов традиционных льгот при поступлении, - это серьезно. Захотелось вглядеться, понять, что же это за явление такое – Олимпиада, тем более Всероссийская.
Итак, судите сами. Участникам предложили два тура. Первый – письменный. Вначале требовалось выполнить 10-11 заданий, включающих вопросы языкознания, истории языка и т. д. Затем сделать перевод древнерусского текста (XI век!) и разбор отдельных слов и выражений из него. Для того чтобы со всем этим справиться, необходимо знание исторической грамматики русского языка. Тем, кто, как автор этих строк, данный предмет изучал и сдавал в вузе, не нужно объяснять, насколько он сложен.
И в завершение - творческая работа. Написать эссе, отталкиваясь от одного из двух предложенных высказываний - русского писателя Аксакова и царского обер-прокурора Победоносцева. Цитата из Победоносцева – о давлении на общество печатного слова…
Второй тур был устным. За 15 минут нужно было подготовить публицистическое выступление на предложенную тему и в течение трех минут (пока падал песок в часах) его изложить перед жюри.
По мнению Виолетты Грязновой, сопредседателя жюри, доктора филологических наук, заведующей кафедрой общего и славяно-русского языкознания СГУ, в творческих работах – письменной и устной – дети оказались слабее, чем в знании теории. Виртуозно пользовались «домашними заготовками», но лишь немногие обнаружили свежий взгляд на предложенную тему и высказались нетривиально. Вспоминая прошлогодний ЕГЭ по русскому языку, можно констатировать, что это недостаток общий. На экзамене творческая часть просто не пошла – оказалось, что в массе своей дети даже «домашние заготовки» использовать не умеют…
Ставропольской команде на олимпиаде не хватило и знания теории тоже - в победители никто не вышел. Детей готовили высококвалифицированные, авторитетные в крае школьные педагоги. Но ситуация, как я поняла, была такова, что выполнение заданий требовало знаний на уровне младших курсов вуза. Об этом с болью говорили в кулуарах учителя из некоторых регионов, сопровождавшие ребят: стоило ли давать школьникам для перевода сложнейший текст XI века? Правильно ли требовать от них знания исторической грамматики на уровне второкурсника-филолога?
И здесь выплывает немаловажная для олимпиадного движения в целом, и для Ставрополья в частности, проблема. К конкурсу российского (не говоря уже о международном) уровня детей должны готовить «специально обученные» люди, тренеры. Такова реальность. Некоторые из них, имеющие убедительный список побед своих питомцев, предлагают услуги в регионах. Однако за их работу нужно платить, и немало. В наших лучших вузах можно готовить таких тренеров самим – но и на это требуются средства. Очевидно, что назрела необходимость не только в создании краевой программы «Одаренные дети», но и в том, чтобы пункт «подготовка к предметным олимпиадам» значился там, как говорят, отдельной строкой. Иначе финансовые затраты лягут полностью на родительские плечи – но не все способны их выдержать. Трудно сегодня Ломоносову из деревни Холмогоры…
На торжестве вручения наград победителям XIII Всероссийской олимпиады по русскому языку, поздравляя одиннадцатиклассников, все выступавшие подчеркивали, что они - уже студенты. И действительно, согласно федеральному закону, победители Всероссийских олимпиад получают по соответствующему предмету 100 баллов за ЕГЭ и принимаются без экзаменов в вуз на те факультеты, где данный предмет на вступительных экзаменах является профилирующим. Но, как говорится, гладко было на бумаге... Поговорив с участниками олимпиады, я услышала: что на факультеты журналистики без прохождения творческого конкурса победителей не возьмут; что на филфаке Санкт-Петербургского гос-университета профилирующий - русский язык, а на филфаке МГУ - литература; что многие вузы для льготного зачисления, кроме диплома победителя, требуют еще и школьную медаль...
В 2009-м, когда ЕГЭ станет единственной формой сдачи выпускных экзаменов на получение аттестата зрелости, проблемы могут начаться у победителей региональных олимпиад, которых сегодня вне конкурса берут местные вузы. За победу в краевом или областном конкурсе органы образования не могут поставить им 100 баллов по предмету в свидетельство о сдаче ЕГЭ, законом это не предусмотрено. Одним словом, назначая участие в олимпиадах главным критерием одаренности детей и их готовности получать высшее образование, Мин-обрнауки России, органы образования в регионах должны еще немало сделать, чтобы под благие намерения была подведена нормативная база.
22 апреля 2008 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
