Дирижер Валерий Хлебников: Хороший оркестр - это престижно
Эти произведения, давно завоевавшие почетные места на мировом музыкальном олимпе, в текущей концертной практике звучат, увы, незаслуженно редко, а в Ставрополе вообще были исполнены впервые. Достойным подарком ставропольским меломанам стало и приглашение на этот поистине необычный концерт народного артиста России профессора Валерия Хлебникова (г. Ростов-на-Дону). Знакомство с творчеством этого дирижера доставило немало приятных, волнующих впечатлений.
Почему для юбилейного вечера выбор пал именно на эти произведения С. Рахманинова - с этого начался наш разговор с дирижером гостем Валерием Хлебниковым.
- «Остров мертвых» - одно из сложнейших и интереснейших сочинений композитора, написанное им под впечатлением одноименной картины Беклина. Здесь Рахманинов проявил себя смелым новатором, используя крайне редкий музыкальный размер, чтобы полнее передать в звуке ощущение бурного движения волн. Причем это лишь один из очень многих подводных камней, из-за которых симфоническая поэма и попала в разряд редко исполняемых.
Что касается «Рапсодии на тему Н. Паганини», здесь открывается огромный простор для исполнителя-пианиста. Играть фортепианные сочинения Рахманинова вообще сложно, ведь он и сам был гениальным пианистом, а потому сочинял музыку как бы «под себя», рассчитывая на собственные феноменальные природные данные: большие сильные руки, длинные пальцы с необыкновенной растяжкой, о которой еще при жизни музыканта ходили легенды... В Ставрополе на рахманинов-ском концерте в филармонии «Рапсодию...» с большим мастерством исполнила великолепная пианистка, лауреат международных конкурсов Софья Бугаян.
- Выступления известных пианистов, не говоря уже о других исполнителях-инструменталистах, в Ставрополе бывают нечасто. Так сложилось, что у нас большим интересом публики пользуются вокалисты. Именно они, например, много лет подряд главенствуют на традиционном фестивале «Музыкальная осень Ставрополья». На ваш взгляд, чем можно объяснить подобные предпочтения и есть ли свои особенности в музыкальных вкусах в других городах?
- Конечно. В каждом крупном городе свои пристрастия. Так, в Ростове-на-Дону в отличие от Ставрополя с гораздо большим вниманием относятся как раз к пианистам. Могу предположить, что тут сказывается наличие сегодня в Ростовской консерватории очень сильного фортепианного отделения во главе с замечательным педагогом профессором Осипенко. А вот Ставрополье - край по преимуществу аграрный, сельский, певучий, со своими богатыми вокальными традициями. Наверное, поэтому у вас в почете прежде всего пение. Как, кстати, и во Владикавказе, где я уже более десяти лет являюсь художественным руководителем и главным дирижером Национального оркестра Северной Осетии-Алании. Там тоже больше любят вокальную музыку.
- Валерий Владимирович, в музыкальных кругах вас знают как видного гобоиста, одного из лучших в России. А как складывался ваш дирижерский путь?
- Мне как-то сразу повезло, поскольку в Ленинградской консерватории я учился у выдающегося педагога по классу оперно-симфонического дирижирования профессора, народного артиста России Равиля Мартынова. А до этого посчастливилось работать в лучших оркестрах страны под управлением таких корифеев, как Мравинский, Темирканов, Рождественский, Гергиев, Светланов, Дударова... С 1986 года я был дирижером ансамбля старинной музыки «Камерата». Сейчас, помимо оркестра Осетии, сотрудничаю с оркестрами Волгограда, Донецка, Ростова-на-Дону, Ярославля...
- Творчество каких композиторов вам особенно близко?
- Из классиков очень люблю Брамса, Чайковского. Но и среди современных авторов есть немало таких, с чьими произведениями профессионально интересно работать. В том числе и среди начинающих. Например, я нередко включаю в репертуар своего оркестра сочинения выпускников и студентов Ростов-ской консерватории, есть чрезвычайно одаренные ребята.
- Валерий Владимирович, вы впервые выступали в Ставрополе в качестве дирижера. Симфонический оркестр нашей филармонии сегодня переживает достаточно трудный период, не хватает исполнителей по целому ряду инструментов, а фаготов и контрабасов вообще нет. Не осложнило ли это вашу работу здесь и каково ваше впечатление от ставропольского оркестра?
- Должен с удовольствием признаться, что мне отлично работалось в Ставрополе! Начнем с того, что понравилось уже само здание филармонии, уютное и симпатичное, в котором просто даже находиться приятно, тем более работать. Несомненно, в этом большая заслуга принадлежит директору филармонии Валентине Куникиной, знакомство с ней принесло настоящее творческое удовлетворение, и хочу сердечно поблагодарить ее за приглашение в Ставрополь. Меня порадовало, что администратор не просто заботится о материальной составляющей, но прекрасно понимает, насколько важно для культурной ауры города и края само наличие хорошего симфонического оркестра. Поверьте опыту, это нечастое сочетание, по сути - повезло и работающим здесь музыкантам, и всей публике. Думаю, ставропольчане могут гордиться, что у них есть возможность слушать ваш высокопрофессиональный оркестр, в котором трудятся хорошие музыканты, обладающие большим творческим потенциалом, по-настоящему преданные искусству. Кадровые проблемы, конечно, серьезные, и хотелось бы пожелать коллективу побыстрее их успешно решить. Возможно, руководителям города и края тоже следовало бы уделить этому вопросу пристальное внимание. Ведь это еще и вопрос престижа! Сегодня и за рубежом, и в нашей стране симфонические оркестры становятся своего рода визитными карточками для действительно культурного цивилизованного города. У Ставрополя в этом смысле прекрасные перспективы.
Ставропольская публика горячо принимала гостей, ставших героями Рахманиновского вечера, - и дирижера Валерия Хлебникова, и пианистку Софью Бугаян, высоко оценив и исполнительское мастерство, и обе представленные музыкальные премьеры. Глядя на радостно-счастливые лица меломанов, аплодировавших музыкантам, верилось, что Ставрополь становится городом высокой музыки, городом симфоническим.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
